Больше, чем любовь: как Юбер де Живанши превратил Одри Хепберн в икону стиля

У легендарного французского модельера одевались жены президентов и самые знаменитые женщины ХХ века, но его главной музой была Одри. Свои лучшие наряды кутюрье создавал ради нее – и покинул мир моды вскоре после того, как ее не стало

О смерти легендарного французского модельера Юбера де Живанши стало известно от его близких. Знаменитый кутюрье скончался на 92-м году жизни 10 марта 2018 года, но лишь через два дня новость попала в прессу. В последние годы Живанши жил затворником в своем имении.

В 1952 году, открыв собственный дом моды, дизайнер стал самым юным из творцов высокой моды – а в последние годы жизни он оставался чуть ли не единственным оставшимся в живых из тех, кто стоял у истоков haute couture. Его всегда было неразрывно связано с другой звездой той эпохи – Одри Хепберн. Она была любимой клиенткой Юбера де Живанши, его главной музой, а он для нее стал Пигмалионом, «слепившим» из начинающей актрисы утонченную звезду с неповторимым стилем.

Здравствуйте, я Одри

Судьбоносная встреча еще никому не известной 24-летней  актрисы и 26-летнего модельера, графа Юбера Джеймса Марселя Таффена де Живанши (так звучит полное имя кутюрье) произошла в 1953 году. Одри Хепберн пришла к Живанши с просьбой придумать и сшить ей платья «с французским шиком» для нового фильма «Сабрина». Дизайнер, которому сообщили о визите «мисс Хепберн», ожидал увидеть звезду фильма «Ребро Адама» Кэтрин Хепберн – а вместо нее в дверях его Дома моды появилась незнакомая юная девушка, хрупкая, как тростинка, в белой футболке, нелепых клетчатых штанах и еще более нелепой шляпе. Живанши решил не тратить время понапрасну – сообщил, что шить ему некогда и предложил девушке выбрать что-то из его новой коллекции.

После того, как «Сабрина» получила «Оскар» за костюмы, к молодому дизайнеру толпой повалили клиенты. Что интересно – его имя даже не было указано в титрах, все лавры достались костюмеру, которая шила одежду для других героев. Но, конечно, внимание всех было приковано к нарядам главной звезды фильма – Одри Хепберн. А она, в свою очередь, честно рассказывала, кому обязана успехом. Вскоре актриса прилетела в Париж – чтобы встретиться с дизайнером и извиниться. Но тот был не в обиде. А этот инцидент положил начало их дружбе, которая длилась четыре десятка лет.

«Моя малышка»

Это был удивительный тандем. Одри Хепберн беспрекословно слушалась советов Живанши по поводу стиля, он учил ее, как одеваться, подбирать украшения, с его одобрения она решалась или нет на перемену прически. Современники не без зависти говорили, что Юбер творил только для одной женщины – «малышки Одри», как он ее называл. Наряды Живанши сделали Одри Хепберн иконой стиля, ей стремились подражать миллионы женщин. А актриса, в свою очередь, стала лучшей рекламой для его творений.

Впрочем, талант Юбера де Живанши особо в рекламе не нуждался. Восторженные клиенты, среди которых была и Жаклин Кеннеди, пели ему оды и называли Живанши гением haute couture, высокой моды, и мастером pret-a-porter, готового платья. Сам дизайнер, хоть и создавал удивительные кутюрные шедевры, всегда тяготел к последнему. Он уверял, что просто старался делать вещи «чистыми и простыми» и шить так, чтобы они подчеркивали достоинства фигуры.

Элегантное черное платье, в котором Одри Хепберн появилась в фильме «Завтрак у Тиффани», стало, пожалуй, самым знаменитым little black dress за всю историю моды, обогнав по популярности даже оригинальную модель Коко Шанель. Дизайнер шутил, что благодаря ему он заслужил бессмертие.

В нарядах от Givenchy актриса, отказывавшая изменять своему любимому дизайнеру и работать с кем-то еще, блистала в «Забавной мордашке», «Шараде», «Как украсть миллион» и других фильмах, вошедших в классику мирового кинематографа. Одеваться у кого-то, кроме Юбера? Это немыслимо!

«Это невозможно!»

В 1954 году в ателье Givenchy появился манекен Хепберн – по которому звезде шили и подгоняли по фигуре наряды. Говорили, что за все 40 лет его ни разу не переделывали – фигура актрисы оставалась неизменной. Скромное свадебное платье Одри, в котором она выходила замуж за врача-психоаналитика Андреа Дотти – из нежно-розовой ткани, силуэта трапеция, стало одним из символов эпохи и дало толчок новой моде на лаконичные, максимально простые свадебные наряды.

Говорили, что Юбер, как пылкий влюбленный, готов был исполнить любой каприз Хепберн.

Однажды актриса захотела собственные духи – и вскоре Живанши преподнес ей аромат под говорящим названием L’Interdit, которое можно перевести с французского как «Запрет» или «Это невозможно». Первый год Одри была единственной, кто «носил» этот аромат – он поступил в продажу лишь через год, и сразу стал бестселлером.

Сильнее страсти

Юбер де Живанши оказался самым преданным и верным из всех мужчин, с которыми судьба сводила звезду. Он всегда был готов примчаться, когда ей было плохо, поддерживал во время расставания с первым мужем, был рядом, когда Одри оплакивала умершего ребенка. Живанши был рядом с ней дольше, чем кто либо – 40 лет, до самой смерти актрисы, которая скончалась от рака в январе 1993 года.

На похоронах дизайнер не проронил не слезинки – слишком много слез он пролил за то время, пока она болела. Он постоянно прилетал к ней. Последнее рождество в жизни Одри они встретили вместе. Незадолго до смерти тяжело больная Хепберн очень хотела в последний раз съездить в Швейцарию – и дизайнер отправил в США, где находилась актриса, частный самолет, чтобы Одри вместе со своими любимыми собаками смогла подышать швейцарским воздухом.

Знаменитый кутюрье пережил свою музу на 25 лет. Но творить без нее он не смог – или просто не захотел. Через два года после смерти Одри Хепберн Юбер де Живанши объявил, что уходит – передал модный дом в управление Джону Гальяно и уединился в своем загородном доме под Парижем. Там, в родовом имении в Ромийи-сюр-Эгр он и ушел из жизни.

Читайте также