Амели Пулен:

за что весь мир полюбил эту француженку
«29 августа 1997 года. Через 48 часов судьба Амели Пулен резко изменится. Но она об этом пока не подозревает»
Самой романтичной девушке Франции, Амели Пулен с Монмартра, всегда будет чуть-чуть за двадцать – а знаменитому фильму Жан-Пьера Жене исполняется ровно пятнадцать лет. Универсальный рецепт от сезонной хандры и плохого настроения: запустить ладонь в мешок с фасолью, сломать сахарную корочку крем-брюле, и пустить «блинчики» по каналу Сен-Мартен… ну, или хотя бы по Москва-реке.
В юности Жан-Пьер Жене работал на почте, где сортировал письма и бандероли разных сортов. Именно тогда он начал коллекционировать истории – про не полученные письма, потерянных адресатов, и посылки, которые могут изменить чью-то жизнь. Из этих историй несколько десятилетий спустя родилась «Амели», самая красивая, самая удивительная и самая странная история из тех, что когда-либо происходила под крышами Парижа.
Вы знаете Амели. Это девочка, которая никогда не станет взрослой, девочка, которая живет своими фантазиями и мечтами. Вся ее жизнь состоит из странностей – ее не пускали в школу, потому что подозревали порок сердца (на самом деле она просто очень волновалась, когда папа брал в руки стетоскоп)

Ее лучшим другом был воображаемый крокодил (потому что дети с ней не играли). Ее мама погибла, когда с вершины собора Нотр-Дам на нее упала туристка из Канады.
Когда же Амели выросла, она нашла старую коробку из-под печенья с чьими-то детскими секретами, и решила непременно найти их хозяина – потому что только вернувшись в детство, человек становится счастливым.

Сам сценарий «Амели» был похож на такую шкатулку с секретами - на каждой странице появлялось что-то еще более необычное и странное. Мини-мавзолей умершей мамы в саду возле дома. Садовый гном, «путешествующий» по миру. Печальная девушка, буквально превращающаяся в лужу собственных слез. «Амели» во многом цитировала «Алису в стране чудес», только наша героиня была сама по себе, без Белого Кролика. Да и какой город подошел бы на роль «страны чудес» лучше чем Париж?!
Итак, Жене использовал для сценария коллекцию собственных историй. Чудак Нино, собирающий бракованные фотографии из автомата – это близкий друг режиссера, сценарист Мишель Фолько. Вот только его коллекцию на экране показать не получилось: по французским законам, нельзя показывать в фильме случайных людей без их согласия. Поэтому все «незнакомцы» с моментальных снимков – актеры-статисты, пойманные врасплох: Жене спрашивал, к примеру: «А что это у вас на лбу?», и сразу же щелкал фотоаппаратом.

А история с гномами – это история безымянного австралийца Фила Тиббла, который еще в 80-х привозил из всех своих путешествий фотографии с голландским гипсовым гномом, снятым на фоне Эйфелевой башни или Собора Святого Петра.
Кстати, эта история имела свое продолжение:
в 90-х во Франции образовалось общество молодых людей под названием «Фронт Освобождения Садовых Гномов»: они украли полторы сотни экземпляров – правда, ни в какое путешествие не отправляли – гному Амели сильно повезло.
Список городов и стран, куда Амели Пулен отправляла папиного гнома:
1
1
Москва
2
2
Нью-Йорк
3
3
Долина монументов в США
4
4
Камбоджа
5
5
Стамбул
6
6
Помпеи
Или хотя бы история однорукого зеленщика (его в фильме сыграл, действительно однорукий актер Жамель Деббюз) – именно такой торговал спаржей и луком по соседству с домом режиссера.

Даже парижское кафе, где Амели работала официанткой – настоящее. Правда, оно совсем маленькое (на экране выглядит гораздо просторнее), столы в нем уже расставлены по-другому, и нет табачного киоска. Типичное брассери с надменными официантами, которое теперь забито туристами с утра до ночи. О том, что это то самое кафе из «Амели», напоминает в нем только постер на стене, и название фирменного десерта (разумеется, это крем-брюле).
Жене очень хотел, чтобы главную роль в его будущем фильме сыграла Эмили Уотсон – она сыграла слегка блаженную романтичную девушку в фильме Фон Триера «Рассекая волны», и, по мнению режиссера, подходила ему идеально. Жене даже не волновало, что Эмили англичанка, и не говорит по-французски. Героиню, кстати, назвали в ее честь – а сценарий в первом варианте так и назывался – «Эмили».

К сожалению или счастью, но Эмили Уотсон не смогла найти время в своем рабочем графике, и будущий фильм остался без главной героини. Помощники Жене уже лихорадочно искали ему других претенденток (среди них была и Ванесса Паради), но тут в дело вмешался случай.
Эмили Уотсон
Ванесса Паради
Одри Тоту
Как-то Жене прогуливался по Парижу, и увидел афишу фильма «Салон красоты «Венера». 22-летняя Одри Тоту играла в нем массажистку из бюджетной парикмахерской – наивную простушку с косичками и в фирменном персиковом халатике. Вернувшись на съемочную площадку, он заявил, что героиня найдена.
«Амели» - не совсем обычная история еще и потому, что мы видим на экране не совсем обычный Париж. Париж, очищенный от мусора, граффити, избавленный от русских и японских туристов, без попрошаек и афроамериканцев, торгующих пластмассовыми фонариками и дешевыми копиями Эйфелевых башен, без рекламных билбордов и «Макдоналдса». Это Париж мечты, город, который в реальности не существует, но это именно такой город, каким мы его себе представляем. Чтобы добиться желаемого эффекта, Жене договорился с парижской мэрией, чтобы на время съемок убрали рекламу с улиц, где он снимал. Он добивался идеальной картинки с помощью цветовых фильтров – обратите внимание, что «Амели» выдержана в одной цветовой гамме (зеленый-желтый-красный). Он привлек к съемкам художников, дизайнеров, музыкантов – фильм можно разгадывать, как ребус, находя все новые цитаты их фильмов, песен и книг.
Амели смотрит в кинотеатре Франсуа Трюффо, по телевизору транслируют похороны Сары Бернар, папа героини цитирует название песни Сержа Генсбура «Le poinçonneur des Lilas»

«— Не слушайте его, он выжил из ума. Раньше он был контролёром в метро, компостировал билеты. И вот уже три месяца каждую ночь он встаёт и компостирует вот эти вот мои лавровые кусты.— Лучше бы сирень — по размеру больше подходит»
…а одного из героев зовут Ипполитом, в честь Ипполита Терентьева из романа Достоевского «Идиот». Немецкий художник Майкл Сов (поросенок с лампой, петух в ожерелье), уживаются на одном экране с великим Ренуаром (это его картину, «Завтрак гребцов», «стеклянный человек» Рамон Дюфаэль перерисовывает последние десять лет). Саундтрек к фильму записал молодой французский композитор Йен Тирсен – он стал отличной заменой Майклу Наймену, которого Жене хотел нанять с самого начала. «Вальс Амели» стал популярен так же, как песни поп-исполнителей – но, в отличие от этих песен, мы помним его и спустя пятнадцать лет после премьеры.
Фильм Жене похож, одновременно, на стихи Жака Превера, и на фильмы Жана Ренуара, он – как одеяло в стиле «пэчворк», сшит из маленьких разноцветных лоскутков, каждый из которых на своем месте. И просто удивительно, что единственный человек, не распознавший в «Амели» шедевр, был… отборщик Каннского кинофестиваля Жиль Жакоб. Просмотрев черновую версию фильма, он пришел к заключению, что не увидел «ничего необычного», и фильм совсем не подходит для конкурса. В том, что он совершил роковую ошибку, Жакоб убедился очень скоро: «Амели» была восторженно принята не только зрителями (это до сих пор самый успешный французский фильм в американском прокате), но и критиками, получила кучу наград, включая премию «Сезар» как лучший фильм года – и пять номинаций на «Оскар».
И этот фильм, конечно, сделал главной звездой французского кино Одри Тоту – девушку со смешными косичками, которая когда-то играла массажистку из салона красоты.

«Жизнь – лишь репетиция спектакля, который никогда не состоится»
Жан-Пьер Жене, «Амели Пулен с Монмартра»
Текст подготовила: Дарья Михеева
© ЗАО ИД «Комсомольская правда», 30.06.2016