Слово «байопик» часто можно услышать в разговорах о новых фильмах и сериалах. Однако далеко не все кинолюбители знают этот модный термин и умеют правильно его употреблять. Teleprogramma.pro разбирается, когда уместно использовать в речи этот неологизм и что же он означает.

01
Начнем с определения. Байопик — это?

Когда слышишь слово байопик, не приходит в голову связать «байо-» и «био-». Так правила произношения английских слов мешают нам угадать, что байопик — это всего лишь биографический фильм. «Байопик» — это английское слово biopic в транскрипции, которая, как известно, передает именно звучание слова. А образовано это английское слово от слияния двух других: biographical (биографическая) и picture (картина).

02
Но ведь роза все равно пахнет розой. Почему сейчас отовсюду звучит термин «байопик», чем плох старый добрый «биографический фильм»?

Ничем. Никакой разницы между ними нет. Все, что можно назвать биографическим фильмом, можно назвать и байопиком. И сериал «Годунов», и фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой»... Просто слово «байопик» моднее и короче.

«Высоцкий. Спасибо, что живой»

Фото: кадр из фильма «Высоцкий. Спасибо, что живой»

03
Кто может стать героем байопика?

Прямо сейчас все обсуждают байопик о Фредди Меркьюри, названный в честь одной из самых популярных песен группы Queen «Богемская рапсодия». Артисты часто становятся героями биографических фильмов, потому что на примере их жизни можно показать путь к успеху — а зритель любит, когда его вдохновляют. Но кроме успеха, жизнь актеров и музыкантов нередко наполнена драмой — эти неординарные люди часто совершают неординарные поступки, не справляются с бременем славы и не могут найти общий язык с «простыми смертными». Интерес вызывают выдающиеся личности — будь то политики, лидеры различных движений, ученые или спортсмены.

04
Как развивался этот жанр в отечественном кинематографе?

Становление жанра биографии совпало с активным проникновением в кинематограф пропаганды. Героями байопиков в СССР становились вожди пролетариата (Ленин и Сталин в картинах «Ленин в Октябре» 1937 года, «Ленин в 1918 году» 1939 года, «В дни Октября» 1958 года). Кроме них — исторические личности, цари и полководцы, вклад в историю которых советское правительство оценивало как положительный и значимый: «Чапаев» (1934), «Александр Невский» (1938) «Суворов» (1940).

«Александр Невский»

Фото: кадр из фильма «Александр Невский»

05
Про кого снимают байопики в России в наши дни?

Сейчас героями байопиков все чаще становятся люди, далекие от политики и власти. В фокусе кинематографистов — космонавты («Гагарин. Первый в космосе» 2013 года, «Время первых» 2017 года про первый выход человека в открытый космос), спортсмены («Легенда № 17» 2013 года, «Движение вверх» 2017 года), но также и неоднозначные и трагические фигуры (сериалы «Жизнь и приключения Мишки Япончика» про легендарного вора и «Светлана» про дочь Сталина Светлану Аллилуеву).

 

06
Можно ли верить байопикам?

Однозначного ответа на этот вопрос нет. Снимая биографический фильм, режиссер обычно балансирует между исторической точностью и художественным вымыслом, позволяющим сделать историю реального человека еще интереснее и драматичнее. Сериал «Троцкий» с Константином Хабенским в главной роли, например, изначально не был заявлен как исторически достоверный — так создатели сериала сняли с себя ответственность за неточное воссоздание исторических фактов. А фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой» подвергся критике за «надругательство» над личностью артиста несмотря на то, что написанием сценария занимался его сын, Никита Высоцкий.

«Троцкий»

Фото: кадр из сериала «Троцкий»