Секреты мультфильма «Ёжик в тумане» обнародованы через 40 лет после его выхода на экран

Юрий Норштейн решил наконец-то поделиться приемами и хитростями

Юрий Норштейн решил наконец-то поделиться приемами и хитростями, которые он использовал в культовой анимационной ленте

Режиссер рассказал как ему удалось воплотить на экране завораживающую и даже немного мистическую атмосферу сказочного мира. По словам мастера, для создания того самого тумана был использован так называемый силуэтно-теневой принцип, заимствованный из древнекитайского театра марионеток. «На прозрачную плёнку наносилась пыль, на слое ниже находился персонаж. Чтобы погрузить персонажа в туман, стекло с персонажем просто отодвигали от туманного яруса», - пояснил Норштейн в интервью агентству «РИА Новости». Также он рассказал, что во многих сценах использовались реальные предметы – например, ветки и листья, которые потом совмещались с рисованными персонажами за счёт уникальной многоярусной конструкции, специально разработанной для этих съемок.

Напомним, «Ёжик в тумане» был выпущен студией «Союзмультфильм» в 1975-м году. По сути, это была экранизация одноименной сказки детского писателя Сергея Козлова, который и выступил в качестве сценариста. Он, кстати, также известен как автор историй о Львенке и Черепахе, по которым сняты всеми любимые мультики. Текст рассказчика начитал знаменитый актер Алексей Баталов; есть версия, что профиль Ёжика срисован с писательницы Людмилы Петрушевской.

Приключения маленького лесного зверька мгновенно завоевали сердца зрителей. Всего через год лента заняла первые места на Всезоюзном фестивале мультипликационных фильмов во Фрунзе и на Фестивале фильмов для детей и юношества в Тегеране. А в 2003-м по результатам масштабного опроса критиков и мультипликаторов «Ёжик» был признан «лучшим мультфильмом всех времен». Такой классик анимации, как Хаяо Миядзаки, признавал безусловный талант советского режиссера и называл его произведение в числе своих любимых. А в 2009-м году в Киеве был открыт памятник Ёжику: деревянная фигура с неизменным узелком сидит на высоком пне.

Интересно, что многие видят в картине глубокий философский подтекст. Чего только не находили в незамысловатом сюжете: и метафизику, и религию, и психоанализ. Однако сам Юрий Норштейн, похоже, ничего подобного в виду не имел и вообще удивлялся неожиданному успеху. «Там нет никакой интриги в действии, там нет никакой динамики действия. Вполне вероятно, что в «Ёжике в тумане» произошёл счастливый случай совпадения всех элементов», - говорил он.

Читайте также