«Пьянели и трезвели»: Михаил Шемякин рассказал о парижской дружбе с Владимиром Высоцким

Ранее не публиковавшиеся фотографии и видео «русского Парижа» 1970-х годов можно увидеть в именном Центре художника в Петербурге.

Выставка, посвященная 80-летию Высоцкого и 75-летию Шемякина, рассказывает о неожиданной дружбе «народного» поэта и авангардного художника, высланного из страны советов. Они познакомились, в парижском особняке сестры Марины Влади в 1974 году, благодаря еще одному выселенцу Михаилу Барышникову. Сближение произошло мгновенно, им было о чем поговорить. Впоследствии каждый свой приезд в Париж Высоцкий приходил в мастерскую к Шемякину, что очень не нравилось Марине.

Жену, не без основания, смущали их совместные загулы. Стихотворение «Французские бесы», посвященное Шемякину, как раз об одном большом кутеже в кабаках. В нем поэт пошутил, что «пьянели и трезвели» они «всегда поочередно».

По словам Шемякина, их общение с Высоцким, конечно, не сводилось только к кутежам (такой уж большой запой был у них всего один, остальное — легенды). В основном это были встречи с другими представителями «русского Парижа» 1970-х — Александром Галичем, Рудольфом Нуриевым, Михаилом Барышниковым, знаменитыми исполнителями цыганских песен Владимиром Поляков (отец Марины Влади) и Алешей Димитриевичем. Бывал в этих компаниях и Булат Окуджава. Некоторые из снимков этих встреч, а также копии писем Шемякина и Высоцкого на выставке представлены впервые.

В одном из представленных на выставке писем, датированным 1975 годом, Высоцкий пишет: «Мишка, просвещай меня музыкально, ибо я — тёмен». И Шемякин, которого актер потом в посвящении к одному из стихов назовет «другом и братом», отбирал пластинки с произведениями неизвестных в СССР композиторов. Шемякин рассказывал Высоцкому о мировой культуре, а Парижу — о культуре русской. В 1977 году он на свои деньги подготовил и выпустил тиражом в тысячу экземпляров единственный выпуск альманаха «Аполлон-77», где собрал произведения русских авторов — стихи, рисунки...

Кроме того, художник освоил профессию звукооператора, чтобы записать голоса Полякова и Димитриевича и, конечно, самого Высоцкого. Эти записи собранные на семи CD-дисках продаются в Центре Михаила Шемякина.

Кстати, идея памятника Петру I, который сейчас стоит в Петропавловской крепости тоже родилась в парижской мастерской художника. Друзья заговорили, почему бы не сделать скульптуру любимого обоими императора: Высоцкий в ту пору снимался в фильме «Сказ про то, как царь Петр арапа женил». Художник признался, что не может найти образ, чтобы не повториться — ведь сделано уже столько памятников! Тогда Высоцкий схватил посмертную маску царя, лежавшую тут же, приставил к своей голове и сказал: «Вот таким он должен быть у тебя! Точнее, чем эта голова, не придумаешь». Увидеть и маску Петра, и рисунки художника, обыгрывающие петровскую тему, также можно на выставке.

Экспозиция «История легенды. Шемякин, Высоцкий и Русский Париж 1970-х» будет работать до 18 марта, — сообщает Фонтанка.ру.

Читайте также: Единственная дочь художника Шемякина скончалась на 54-м году жизни

Владимир Высоцкий незадолго до смерти собирался лечиться от наркозависимости

Читайте также