Режиссер «Оптимистов» Алексей Попогребский: «Наши актеры были на экскурсии в МИДе, а Мария Захарова приходила на съемки»

Создатель остросоциального арт-хауса дебютировал в сериальной индустрии, сняв 13 серий ретропроекта о дипломатах.

В эфир канала «Россия 1» выходит сериал «Оптимисты», спродюсированный Валерием Тодоровским, — ценителем и знатоком эпохи 60-х. Развивать эстетику проектов «Стиляги» и «Оттепель» продюсер доверил Алексею Попогребскому — сыну советского сценариста Петра Попогребского, психологу и режиссеру тонкого авторского кино («Как я провел этим летом», «Коктебель», «Простые вещи»).

На съемочной площадке «Оптимистов» в Минске teleprogramma.pro задала Попогребскому несколько важных вопросов и получила несколько интересных ответов — об отсылках к «Оттепели», консультациях спикера МИД РФ Марии Захаровой и умении убедительно врать в интересах страны.

- В Минске я впервые оказался на съемках проекта «Стиляги» Валерия Тодоровского, - намекает режиссер на то, что все переплетено. - Там работала моя жена. И прекрасно помню, как мы все вместе потом сидели на проспекте в кафе «Лондон», и Валерий рассказывал, как прекрасно снимать в Минске — спокойно, удобно, хорошо. И вот спустя девять лет я снимаю здесь сериал «Оптимисты», проект продюсерской студии Валерия Тодоровского. Круг замкнулся.

- Судя по костюмам, прическам и мизансцене, стилистика «Стиляг» и «Оттепели» сохранится?

- Это почти та же эпоха. 60-е годы, то есть чуть позже чем в «Стилягах». Есть привязки к историческим событиям. Начинается все с ЧП — над Свердловском сбит американский летчик Пауэрс (об обмене советского разведчика Рудольфа Абеля на этого летчика Стивен Спилберг снял фильм «Шпионский мост» в 2015 году — Авт.). Но в центре истории — живые люди с разными характерами и темпераментами, но очень выразительные. Речь идет о молодых дипломатах, которые работают в ИАГ — информационно-аналитическая группа. Такого в советском МИДе никогда не существовало. Если бы они жили сейчас, их бы называли политическими пиарщиками. Начальник идеи — Михаил Идов (журналист, сценарист сериала «Лондонград» и фильма «Духлесс-2»). Сценарий меня невероятно увлек — он балансирует на грани с изяществом и грацией эквилибриста. Почти все знаковые события того времени проходят через ИАГ, при этом сотрудники остаются в тени: революционные события на Кубе, запуск в космос Белки и Стрелки и так далее. Все события как будто становятся невероятно актуальны сейчас. Хотя сценарий создавался несколько лет.
Вообще, как раз в период съемок «Стиляг» я давал себе зарок: не снимать ничего костюмного, ничего политического.

- Почему? Это не комильфо для режиссера арт-хауса?

- За этой эстетикой режиссеру проще спрятаться. Есть готовая фабула. Мне же хотелось снимать психологические драмы про современность. В «Оптимистах» есть драматизм.

- Сюжет раскручивается начиная со свердловского ЧП?

- Чуть раньше. С 1959 года, когда в Сокольниках прошла американская выставка. Теперь это сложно представить, но тогда по договоренности с первым секретарем ЦК КПСС Никитой Хрущевым американцы поставили в парке купол, внутри которого выставили кадиллаки, пепси-колу, с рок-н-роллом, джинсами и пустили туда советских людей. Это невероятно!

- То есть мифологизации не будет? Идете строго по фактам.

- Нет, наоборот. Мы играем в МИД! Костюмы, декорации отдела и локации — это то, как могло быть. То, как люди помнят. Интерьеры МИДа в «Мосфильме» мы выстроили так, как он никогда не выглядел. И боялись, что наш консультант — дипломат, пришедший в советский МИД в 1961 году, застыдит нас: «Что за потемкинская деревня?» А он зашел и обомлел: «Ребят, все как тогда! Так и было». Нам удалось передать главное — дух. Мы придумали стенгазеты, которые делают наши герои, рисунки, стишки. Этим я не занимался, но было дико интересно.

- МИД довольно закрытое учреждение. Но ваши герои, судя по фото из интерьеров, работают как будто в openspace-комнатах.

- Это одна из наших находок — стеклянные перекрытия. Персонажи сидят в таком отделе, как будто начальство его увидело, ужаснулось и решило убрать на чердачок. Это и openspace, и open are одновременно, потому что иногда они вылезают на крышу МИДа покурить.

- А психологию дипломатов как изучали?

- Как я уже сказал, один из главных консультантов — посол СССР в отставке, который пришел в отдел прессы в 60-е. Сам я вырос в центре Москвы и ходил в английскую спецшколу. Среди учеников многие были детьми дипломатов. Я ходил к ним в гости и смотрел, как они живут, как общаются. Это люди, которые знают гораздо больше нас, при этом держат язык за зубами. Однако умеют блестящим образом иносказательно дать понять что-то важное. Это остроумие у нас тоже прописано в сценарии: пикировки, умение остротами подать знак. Все это часть интеллектуальной игры. Кроме того, наши молодые актеры (Егор Корешков, Риналь Мухаметов и Артем Быстров) ходили на экскурсию в МИД и общались с дипломатами. Именно они кадровые дипломаты. Герой Владимира Вдовиченкова (Григорий Бирюков) работал в международном отделе ЦК КПСС, и его «сослали» надзирать за ними. Персонаж Анатолия Белого (Черных) — начальник первого отдела МИДа, он занимается контрразведкой.

- Насколько это правдоподобно: молодые романтики и авантюристы, выпускники МГИМО, которые играют в импровизированный гольф прямо на службе, определяют внешнюю политику страны?

- Абсолютно правдоподобно. Все они, кроме героя Артема Быстрова, — выпускники МГИМО (он приходит с флота — Авт.). Они пытаются консультировать дипломатов, писать им речи и памятки, но случается конфликт с США, и отдел задвигают куда подальше. Они пытаются трепыхаться, но внимания на них не обращают. Пока в их отдел не приходит Бирюков.

- Сценарист Михаил Идов, живущий в США примерно столько же дней в году, сколько в России, ярко выраженными патриотическими взглядами никогда не отличался. На написанных им героях это отразилось? Фига в кармане заложена?

- Про фигу в кармане снимать неинтересно. Наш мир гораздо многограннее. Мы показываем, какое число граней имеет одна и та же история. Дипломат должен уметь увидеть все грани и транслировать точку зрения государства. Эти люди понимают больше нас, но говорить должны только то, отражает политику страны. Как написал кто-то из французов, дипломат — это человек, умеющий убедительно врать в интересах своей страны. Это изречение относится ко всей профессии. Вне зависимости от воззрений сценариста читать это увлекательно.

- Будут ли творческие приветы «Оттепели» или «Стилягам»?

- (Смеется.) В конце первого сезона один из центральных героев уезжает в командировку во франкоязычную африканскую страну. Его спрашивают: «Что будешь делать с машиной?» Он говорит: «Продам одному оператору с «Мосфильма» (судя по всему, речь идет о том самом красно-бежевом «Москвиче», на котором щеголял оператор Хрусталев в исполнении Евгения Цыганова — Авт.). Больше я вам ничего не скажу.

- МИД РФ увидит сериал до премьеры?

- Как я сказал, мы плотно сотрудничали с ведомством. К нам на площадку приходила официальный представитель министерства — Мария Захарова. Посмотрела декорации — ей понравилось.

«Оптимисты», «Россия 1», понедельник-четверг, 21:00

Читайте также