Любимое кино. «Храброе сердце» с Мэлом Гибсоном

20 лет назад на мировые экраны вышел фильм «Храброе сердце»

20 лет назад на мировые экраны вышел фильм «Храброе сердце», ставший триумфом актера и режиссера
Мэла Гибсона.

Текст: Артем ГУСЯТИНСКИЙ

Эта картина, казалось, символизирует абсолютный успех - 200 с лишним миллионов долларов, собранных в прокате, 5 премий «Оскара», в том числе за лучший фильм и режиссуру, толпы восторженных зрителей, которых перепахал рассказ о борце за свободу Шотландии Уильяме Уоллесе...

Однако в биографии этой ленты далеко не все было гладко: проблемы, конфликты и сомнения присутствовали до, после и во время съемок.

Брэду Питту тут не место

Мэл Гибсон, заинтересовавшийся сценарием о подвигах сэра Уильяма Уоллеса, долго не мог решить вопрос с финансированием картины. Инвесторов смущало желание Мэла ограничиться функциями продюсера и режиссера, а главную роль отдать другому (одной из кандидатур, в частности, был сыгравший во второй «Скорости» Джейсон Патрик). Не слишком известный актер, режиссер без опыта - все это не сулило успеха. Даже перспектива пригласить на роль Уоллеса человека по-настоящему популярного не выглядела убедительно.

- Звезды типа Брэда Питта на эту роль не годились, - говорит один из продюсеров фильма, Алан Лэдд-младший. - Они просто не смогли бы сыграть человека, способного вести за собой народные массы. Всем было понятно, что Мэл - наилучший вариант.

Но Гибсон работать одновременно за камерой и перед ней отказывался. Но, чтобы получить требуемую сумму (бюджет в итоге составил $72 млн.) и запустить проект, Мэл все же согласился стать Уоллесом, хотя и понимал, что для этой роли староват.

«Я чувствовал себя старше Уоллеса минимум лет на 10!» - шутливо подчеркивал Гибсон, которому на тот момент было под 40. Конечно, гримеры старательно прятали звездные морщины, но зрелому мужчине, даже обладающему могучим актерским талантом, не под силу изобразить молоденького паренька. В любовной сцене, в которой обнаженный и по сюжету совсем молодой Уоллес ласкает супругу, сыгранную 22-летней Кэтрин Маккормак, отнюдь не юношеский торс выдает Гибсона с головой.

Сценарий, так впечатливший Мэла, был написан американцем Рэндаллом Уоллесом, шотландцем по происхождению, не имеющим к Уильяму Уоллесу никакого отношения. Его творение оказалось фантазией настолько смелой, что фильм сразу же после выхода на экраны возглавил разнообразные списки самых неаккуратных по отношению к исторической правде картин. Сам Рэндалл Уоллес совершенно не стеснялся своего буйного воображения.

- Честно говоря, я сначала пишу, а потом уже сверяю написанное с историческими фактами, - с улыбкой признается Рэндалл. - Когда я начинал работать над «Храбрым сердцем», я даже не знал, каким оружием в то время пользовались: луком, арбалетом, пращой? В одном из ранних вариантов сценария, помню, была такая сцена: королева Изабелла смотрит в окно, по стеклу стекают капли дождя. Один историк возмутился: «В 1305 году в Британии вообще не было оконных стекол!»

По словам Рэндалла, его оправдывает то, что об Уильяме Уоллесе известно очень мало - лишь пара абзацев в Британской энциклопедии и слова Черчилля, назвавшего Уоллеса одним из ярчайших лидеров в истории. К тому же по поводу некоторых страниц биографии Уоллеса до сих пор ведутся споры - в частности, это касается его отношений с Робертом Брюсом (в фильме его сыграл Энгус Макфадьен), знаменитым королем Шотландии, также сражавшимся против Англии. Собственно, на основе этих противоречий и родился замысел «Храброго сердца».

- Я увидел в Эдинбурге стоящие рядом памятники Роберту Брюсу и Уильяму Уоллесу, - рассказывает Рэндэлл Уоллес. - О Брюсе я слышал, об Уоллесе - нет. Я спросил охранника музея, кто это. «Величайший герой Шотландии!» - ответил тот. «Они с Брюсом были союзниками?» - уточнил я. «Нет, по легенде, Брюс его предал!» Я понял, что эта легенда может быть основой для киноистории.

Приняв эту версию, Рэндалл проигнорировал другую теорию, согласно которой Уоллеса предал шотландский дворянин Джон Ментейт. Гибсон знал, как вольно сценарист обошелся с фактами, но подчеркивал, что это сделано ради достижения драматического эффекта.

А что-то кони мне попались механические...

Самые зрелищные эпизоды фильма - битвы при Стерлинге и Фалкирке, потребовавшие участия тысяч статистов. По словам продюсера Брюса Дэйви, всерьез рассматривалась возможность проведения съемок в Чехии и даже России, где можно было бы зафрахтовать местных солдат для участия в массовке. В конце концов полем битвы стала Ирландия, а солдаты ирландской армии превратились в актеров. Местные пейзажи идеально подходили на роль шотландских, даже плохая погода полностью соответствовала сценарию.

- Было очень холодно, поэтому я все время ел, чтобы согреться! - вспоминает Гибсон. - У меня был зверский аппетит - видимо, из-за повышенных нагрузок. Я мало спал, много тренировался, постоянно ездил верхом и, естественно, жрал как слон! Я мог за секунду умять огромную тарелку с мясом и картошкой. И все равно при этом я терял вес и к концу съемок сильно похудел.

Утраченные Мэлом килограммы с лихвой окупились достоверностью, с которой шотландцы рубили на экране английских агрессоров. Кровь лилась рекой, и не только человеческая - в одном из эпизодов лошади бросившихся в атаку англичан напарываются на острые шотландские копья. Защитники прав животных, увидев на экране это душераздирающее (или скорее тушераздирающее) зрелище, решили подать на Гибсона в суд за жестокое обращения со скакунами. Однако, как выяснилось, павшие смертью храбрых лошади были искусственными (Гибсон называл их механическими). Реакцию правозащитников авторы фильма сочли комплиментом - настолько убедительными оказались муляжи. Нужного эффекта добиться было непросто: несколько искусственных скакунов на специальных рельсах вкатывались в толпу ощетинившихся копьями шотландцев. Муляжи были перемешаны с настоящими лошадьми, которых всадники тормозили чуть раньше во избежании травм. Вся конструкция стоила 140 тысяч долларов (муляжи+рельсы), но деньги эти явно были потрачены не зря.

Сын ошибок трудных

Специалисты насчитали в фильме сотни неточностей и фактических ошибок. Вот лишь некоторые из них.

  • Ставшую одним из главных девизов фильма фразу «Каждый мужчина умирает, но не каждый мужчина по-настоящему живет» (Every man dies, not every man really lives) действительно произнес Уильям Уоллес. Правда, другой - не сыгранный Гибсоном шотландский герой, а американский поэт XIX века.
  • Голубую краску, которую так эффектно наносят перед битвой на свои лица Уоллес и его товарищи, воины на территории современной Европы перестали использовать еще во времена Римской империи.
  • Королева Изабелла (Софи Марсо) знакомится с Уоллесом и даже вступает с ним в романтическую связь, в то время как в действительности ей было всего 9 лет, когда сэра Уильяма отправили на казнь.
  • Большую роль в развитии сюжета фильма играет право первой ночи, якобы дарованное английским дворянам и позволявшее им на территории Шотландии претендовать на секс с любой из своих крестьянок в день ее свадьбы. На самом деле, согласно единодушному мнению историков, право первой ночи в Британии никогда не практиковалось.
  • Битву при Стерлинге часто называют битвой на Стерлингском мосту, ведь именно на нем развернулись основные боевые действия. Однако в фильме никакого моста зритель не видит. В принципе с тем же успехом битву на Чудском озере можно снимать на Багамах.

Фото: кадры из фильма.

Читайте также