Звезда фильма «Варавва»: «Нам было страшно снимать кино на библейскую тему»

Фильм «Варавва» выходит в кинотеатрах в четверг, 25 апреля. Пойдете?

В 1893 году Мария Корелли написала роман «Варавва, сон о мировой трагедии».

Это имя неразрывно связано с историей убийства и воскресения божьего сына. Чудесное спасение этого человека стало последним добрым делом Иисуса в его бренной жизни. Но история многогранна, и фильм раскрывает канонический сюжет с совершенно неожиданной стороны.

Павел Крайнов, актер, роль Вараввы

- Такая сложная роль не могла не повлиять на жизнь и мировосприятие. Что поменялось для вас?

- Я крещеный человек, но всегда был далек от церкви. То есть, я не ходил в церковь по воскресеньям, не посещал особо службы. После фильма я несколько пересмотрел свои взгляды. Не могу сказать, что я теперь целыми днями в храме и все кардинально поменялось. Но я стал более интересующимся всей этой темой.

Такие вещи, безусловно, накладывают отпечаток. Особенно, когда начинаешь погружаться в материал, общаться с людьми, которые имеют к этому отношение: со священниками, с батюшками…Мы очень много разговаривали и, конечно, ты вовлекаешься и начинаешь быть частичкой этой истории.

Если веришь – необязательно ходить в церковь. Это ведь некий символ, метафора. Ну, у каждого своя история, каждый выбирает для себя. Для кого-то обязательно посещать храм, а кому-то достаточно дома подумать о вышнем.

- А не опасались прикоснуться к библейской теме? Всегда есть риск вызвать недовольство верующих.

- Ох, вы правы. Это всегда очень опасно, но ведь у нас экранизация романа. Это та же библейская история, просто глазами другого человека, Вараввы. Писание-то сохранено – мы не отходили от канонов, ничего не нарушили, не напридумывали. Там есть, безусловно, вымышленные персонажи, но они не ломают сути.

Когда кино было готово, режиссер и продюсеры встречались с людьми, которые к этому имеют непосредственное отношение, и мы даже участвовали в нескольких православных фестивалях. Куратор фестиваля «Лучезарный ангел» протоиерей отец Владимир Волгин посмотрел картину и сказал, что ничего противоугодного богу он там не видит.

Так что с этой точки зрения вопросов нет. А об отношении обычного зрителя можно судить по тому, что на предпремьере подходили люди и говорили, что с удовольствием бы привели детей посмотреть фильм.

Потому что помимо религиозной тематики там поднимаются и другие очень важные вопросы. Любовь, дружба, предательство вера… Вера не только в бога, а и в себя, в друзей, в любимого человека.. Поэтому там много пластов и любой человек поэтому сможет что-то для себя почерпнуть. Недаром слоган фильма «Найди свои ответы».

- Есть информация о том, что в некоторых городах фильм будет показываться только в период Пасхальных праздников. С чем связано такое ограничение?

- Есть сети, которые взяли фильм в прокат на две недели, другие – меньше. И дело не в том, что фильм о религии, дело в том, что считается, что на такое кино у нас зритель не ходит.

Директора, которые управляют кинотеатрами, ждут фильмов типа «Мстителей». Поэтому мы сталкиваемся с неким скептическим отношением. Нам говорят, что тема для узкого круга зрителей, что это мало кого интересует и так далее.

Скорее всего, управленцы в кинотеатрах боятся пустых залов, поэтому взяли фильм только на праздники. Но если люди пойдут, то просто продлится показ еще на неделю.

- Расскажите о съемках. Мы знаем, что для режиссера это стало дебютной работой.

- Да, да, и у режиссера, у оператора, и у меня, и еще у половины актеров. Мы начинали работу над фильмом еще в 2012 году. И, наверное, если бы это был какой-то экшен или комедия, уже неактуально было бы ее выпускать, спустя столько времени после начала съемок. Так что положение спасает только вечность темы фильма и драматургия, которая сродни мировой классике.

- А с чем связано такое долгое производство фильма?

- Дело в том, что продюсер фильма Антон Кириллов снимал на свои собственные деньги, и их нужно было где-то брать. Получилось так, что сценарий случайно попал в руки к продюсеру.

По его словам, у него в тот момент был сложный период в жизни и по прочтении этого сценария, ему стало легче, он нашел какие-то ответы для себя и понял, что хочет донести эту картину до зрителя, чтобы кто-то еще смог это прочувствовать.

- А вы для себя нашли ответы?

- Безусловно, этот фильм послужил для меня толчком. Мне стало легче на какие-то вещи реагировать, я стал более спокойно относиться к каким-то потерям, разочарованиям.

Как-то более философически, что ли. Просто перестал переживать по мелочам и научился акцентироваться на действительно важных вещах: здоровье родных, близких. Остальное – ерунда.

Евгений Емелин, режиссер, сценарист, продюсер и… самоучка

- Мы знаем, что вначале была короткометражка.

- Я как-то просто помогал оператору Андрею Дейнеко снимать фильм. Это была его дипломная работа, он с ней защищал диплом. А я работал над сценарием, шлифовал, а потом работа попала в руки Антона Кириллова, и он предложил снять полнометражную картину, а мне самому выступить в роли режиссера.

- Что вы заканчивали? ВГИК?

- Нет, так как-то получилось… ни ВГИК, ни какое-то еще учебное заведение по этой направленности. Самоучка.

- Где снимали?

- Большую часть снимали в Крыму, декорации снимали в Москве и Подмосковье.

- Вы понимали, что могут возникнуть сложности с продвижением фильма с такой тематикой?

- Изначально мы не ставили перед собой целью продать кино. Мы хотели снять максимально хорошее кино, качественное. Меня лично двигала тема. Почему-то вокруг любого фильма религиозной тематики возникает скандал.

Есть люди, которые говорят, мол, не надо снимать такие фильмы, есть Библия, кто хочет – прочитает. Но ведь есть такое понятие – проповедь.

Нет, я не претендую на роль проповедника, но проповедь – она же может быть в любом проявлении. Вот мы с вами разговариваем – это тоже своего рода проповедь.

У нас не было задачи удивить. Была задача – доступным понятным языком рассказать эту историю. Это кино не о церкви, не о религии, это кино о вере.

И кино это будет понятно не только православным или католикам. Мусульмане смогут спокойно смотреть это кино, потому что мы не гнем линию христианства – это фильм об общечеловеческих ценностях.

Регина Хакимова, исполнительница роли Юдифь Искариот

- Это была моя первая работа, мне было 22 года, я только выпустилась из института. Перед съемками я основательно готовилась к роли, полностью прочла Библию, чтобы понимать атмосферу проекта.

Съемки были самыми комфортными из всех, что случились со мной с 2012 года и до сегодняшнего дня. Такие семейные, теплые, с доверительными отношениями.

- У режиссера это тоже была первая работа. Как с ним работалось в тот раз?

- С режиссером тоже очень хорошо работалось. Он давал нам максимум свободы, практически не говорил, что нам делать. Мы были полностью погружены в свои характеры, в своих персонажей, потому что неоткуда было ждать подсказок. И это полное погружение дало свои плоды.

- Если не говорить о том, что эта лента – первый полный метр в вашей карьере: насколько она значима для вас?

- Такое кино достаточно редко снимается в мире, а тем более, в России. Поэтому этот фильм всегда останется для меня очень важной вехой. Следующие проекты, в которых я участвовала, были, в основном, сериалами. И такой большой роли у меня пока больше не было.

Думаю, моя карьера не зря началась именно с такого фильма: неординарного, выбивающегося из общего ряда. Я надеюсь, что зрителям понравится то, во что мы вкладывали всю душу. Это красивая история, эмоциональная, глубокая, думаю, она тронет каждого, заставит задуматься.

Семь лет история Вараввы шла к своему зрителю. Это не обычное кино, не стрелялка и не страшилка. Такие истории дотягиваются до гораздо более глубоких человеческих эмоций, и только ради них стоит посмотреть этот фильм.

Читайте также