Но большинство зрителей знают и помнят его по роли в многосерийном телефильме «Рожденная революцией». В советском сериале о создании и истории советской милиции Жариков сыграл сотрудника петроградской милиции Николая Кондратьева.
От слабого сценария уже отказались три киностудии
Кадр фильма "Рожденная революцией".
Фото: киностудия им. Довженко
«Что успею – расскажу сам, – сказал генерал Кондратьев. – Что не успею – вот», – он положил на стол тщательно завязанную пачку бумаг... «Моя жизнь – в моих делах».
Так начинается текст произведения Алексея Нагорного и Гелия Рябова «Повесть об уголовном розыске». Примерно также началась и работа над многосерийным фильмом «Рожденная революцией». Режиссер Григорий Кохан получил на киностудии имени Довженко сценарий, который оказался фактически стопкой уголовных дел.
От текста Рябова и Нагорного уже отказались «Мосфильм», «Ленфильм» и Одесская киностудия. Авторы подобрали интересные эпизоды, но до полноценного сценария этому сырому материалу было далеко. Однако сам материал был очень интересным, отметил режиссер – и взялся за работу.
Нашли актера, который в 33 мог сыграть и 17, и 70
Кадр фильма "Рожденная революцией".
Фото: киностудия им. Довженко
Поначалу пазл не складывался. На телевидении не утвердили актрису, которую режиссер пригласил на роль Маши. Непонятно было и с ролью Николая: в сценах с молодым, взрослым и пожилым Кондратьевым планировали снимать двух или трех актеров и перепробовали человек тридцать – все было не то.
Тогда режиссер вспомнил о Евгении Жарикове. Выдающимся артистом Кохан его не считал, но Жарикова, как рассказывал режиссер, можно было идеально гримировать. Он убедительно выглядел и в образе молодого парня, и в гриме пожилого генерала-лейтенанта. Напомним, что в первой серии Кондратьеву 17 лет, а в последней, соответственно, за семьдесят. Актеру же к моменту начала съемок исполнилось 33 года.
Но и этим выбором московское начальство оказалось недовольно. Режиссер хотел уже отказаться от проекта. Однако постепенно все как-то утряслось. Жарикова утвердили, на роль жены Кондратьева Маши взяли Наталью Гвоздикову, с которой у актера уже намечались отношения – они вместе снимались в предыдущем фильме...
Съемки благополучно начались, а через некоторое время снова оказались на грани срыва.
Министр МВД сам придумал название сериала
Кадр фильма "Рожденная революцией".
Фото: киностудия им. Довженко
Дело в том, что после съемок трех первых серий состоялся просмотр. Материал посмотрели сценаристы, и он им очень не понравился. Как тогда было принято, Рябов и Нагорный написали жалобы в партком и руководству студии.
Съемочная группа стала с еще большим волнением ожидать реакции милицейских чинов. Министр Щелоков лично отсмотрел все четыре часа – молча, не вставая с места. А потом спросил: «Что за название такое?»
Стало ясно, что фильм министру понравился. А вот название действительно было довольно унылое: «Комиссар милиции рассказывает». «Это ведь кино про героя, рожденного революцией!» – да-да, говорят, что именно министр внутренних дел предложил для сериала новое название.
Тогда Григорий Кохан осмелел и выступил со встречным предложением: продлить время действия фильма и приурочить последнюю серию к 60-летию милиции. Время действия первоначального варианта сценария заканчивалось в 1954 году. Но съемочная группа намеревалась снять десять серий, охватывающих период с 1917-го по 1970-е годы. Министр идею одобрил.
С помощью милиции съемочной группе создали тепличные условия
Кадр фильма "Рожденная революцией". Фото: киностудия им. Довженко
Личное одобрение министра оказалось ключом от всех дверей. Декорации для фильма не строили, снимали там, где происходило действие: в Эрмитаже так в Эрмитаже, на ленинградских площадях так на площадях.
Если нужен был дом с темными окнами – переселяли жильцов. Если нужна была пустая улица – в подъездах выставляли милиционеров, чтобы никого не выпускали. На местах съемки перекрывали движение, министр выделял для группы собственный спецтранспорт.
Не удивительно, что в таких тепличных условиях актеры почувствовали себя настоящими звездами. Говорят, что Жариков и Гвоздикова к середине съемочного процесса начали капризничать из-за условий съемки, требовать дополнительных удобств. Пришлось пригрозить: работа в милиции опасная, главный герой может и погибнуть, а на место отца придет сын – незаменимых у нас нет.
Кого из персонажей убить? Вопрос решился сам собой
Кадр фильма "Рожденная революцией".
Фото: киностудия им. Довженко
Одного из главных действующих лиц все-таки пришлось «убить» – в восьмой серии от рук «оборотней в погонах» в электричке погибает Маша Кондратьева.
Гибель Марии была запланирована с самого начала, только произойти это должно было в последней серии. Однако во время съемок Евгений Жариков и Наталья Гвоздикова поженились, и актриса оказалась беременна. Сначала об этом знали только гример и художник по костюмам.
Но со временем ситуация стала очевидной. Пришлось перейти на крупные планы, а потом и вовсе – ускорить уход героини.
Это было сделано и ради развития сюжета. По законам жанра рано или поздно с кем-то из полюбившихся зрителям персонажей должно было случиться что-то плохое. Не убивать же, в самом деле, главного героя.
После съемок фильма Жариков перенес инфаркт
Кадр из фильма "Снегурочка" (1968 г.)
Нельзя сказать, что после выхода «Рожденной революцией» Евгений Жариков проснулся знаменитым. К тому времени у него за плечами было около двух десятков ролей, в том числе Лель в «Снегурочке» и красавчик Вадик в комедии «Три плюс два». Но именно после этого сериала на улице на него начали показывать пальцем: Кондратьев идет! Такая популярность, конечно, приятна, но немного мешает жить, рассказывал позже актер.
Кадр из фильма «Три плюс два» (1963 г.)
К тому же, после съемок актер перенес инфаркт. Сам Жариков был уверен, что причина как раз в том, что играть ему пришлось много пережившего пожилого человека. Актер взял на себя его боль, в буквальном смысле принял слишком близко к сердцу.
Так что эту свою работу Евгений Жариков и любил, и ненавидел. А вот зрители фильм определенно полюбили. Да и сейчас – кто-то осуждает советский сериал за то, что в нем «слишком много идеологии», кто-то замечает сюжетные нестыковки, но каждый находит в фильме трогательные моменты, которые все огрехи окупают.