Воля случая: как в фильме «Москва слезам не верит» Гошей мог быть Меньшов, а Катериной — Маргарита Терехова

21 февраля свой день рождения празднует Вера Алентова — актриса, сыгравшая множество ролей в театре и кино, но навсегда оставшаяся для наших зрителей Катей Тихомировой из знаменитой картины Владимира Меньшова «Москва слезам не верит».

Мы предлагаем в этот день вспомнить фильм, который стал для иностранцев «энциклопедией» советской жизни, и представить себе, какой бы могла быть картина «Москва слезам не верит», если бы вместо Алентовой и остальных не отказались сниматься другие актеры.

Никто не хотел быть Катериной

На самом деле взять на роль сильной самостоятельной женщины Катерины, всего добившейся собственным трудом, свою жену Меньшова заставила безысходность: от предложения отказалась сначала Маргарита Терехова, потом Ирина Купченко... Терехова, которой в то же время принесли сценарий «Д’Артаньяна и трех мушкетеров», безоговорочно сделала выбор в пользу Миледи. Георгий Юнгвальд-Хилькевич в то время был уже известным и успешным режиссером, а Меньшова толком никто не знал, да и сценарий «Москвы...» Терехова сочла неинтересным, то ли дело — дворцовые интриги и приключения героев Дюма!

Ирина Купченко тоже не пришла в восторг от сценария, назвав его «не жизненным». А ведь Меньшов очень на нее рассчитывал, актриса казалась ему идеальной «Катериной».

Пришлось искать дальше. Валентина Теличкина была всем хороша, но вот наивной провинциалкой на экране не выглядела.

Наталья Сайко превосходно подошла на роль, у нее были отличные пробы, и сценарий ей сразу понравился (она была одной из немногих, сумевших разглядеть будущий успех фильма). Единственная загвоздка — в паре с Алексеем Баталовым актриса не смотрелась. А это было очень важно.

И доведенный до отчаяния Меньшов предложил попробовать сыграть Катерину своей жене — Вере Алентовой. Результаты его настолько впечатлили, что он понял: больше никого искать не надо. Так появилась Катерина, которую мы знаем.

Гошу хотел играть Меньшов

Главный герой должен был излучать обаяние: в него должна была влюбиться Катерина, да так, чтобы этой любви поверили все зрители. И Меньшов пробовал снимать самых обаятельных актеров страны — Вячеслава Тихонова и Виталия Соломина. Они были, безусловно, хороши, но... Чего-то взыскательному режиссеру в них не хватало.

Потеряв надежду, Меньшов махнул рукой и решил: придется играть самому! Так что мы все могли бы видеть в картине совсем другого Гошу. А Баталова режиссер пригласил в последний момент — перед началом съемок он увидел актера в фильме «Дорогой мой человек», и тут же все было решено. Этому решению, пожалуй, больше всех обрадовалась Алентова, всегда считавшая Баталова превосходным артистом.

Муравьева не любит вспоминать этот фильм

Долго не получалось найти подходящую актрису и на роль самоуверенной и нагловатой Людмилы, подруги главной героини. Сценарий никому не нравился — одна за другой предложение отвергали Анастасия Вертинская, Валентина Титова, Жанна Болотова...

Наконец Меньшов увидел Ирину Муравьеву, которая играла в каком-то телеспектакле, и играла настолько живо и выразительно, что режиссер, боясь очередного отказа, предложил роль ей. Актриса согласилась — и ее Людмила получилась таким ярким персонажем, что запоминалась зрителям с первой же реплики, с первого появления.

А вот сама Ирина Вадимовна не любит свою Людмилу. Актриса даже расплакалась, когда увидела свою героиню на экране — настолько показалась сама себе вульгарной и неприятной особой.

Галина Польских обиделась на Меньшова

Нужна была еще одна актриса — на роль второй подруги Катерины, скромной работящей Тоси. Меньшов предлагал эту роль Наталье Андрейченко, Галине Польских, Нине Руслановой... Однако переиграть Раису Рязанову с ее милым простодушным личиком никто не смог.

Не попав в фильм, Нина Русланова обиделась на Меньшова — ей очень хотелось сыграть Тосю.

Обиделась и Галина Польских, которая долго еще не здоровалась с режиссером, встречаясь с ним в коридорах «Мосфильма». Правда, она была недовольна другим — тем, что Меньшов вообще посмел предложить ей роль наивной простушки.

Вавилову не отпускали родители

Наталья Вавилова, которую Меньшов сразу решил взять на роль Александры, взрослой дочери Катерины, должна была, по убеждению своих родителей, получать серьезное образование, а не «играться» в кино. Меньшов же не хотел видеть в фильме никого другого — Вавилову он уже успел к тому времени снять в своем «Розыгрыше».

Строгие мама с папой контролировали каждый шаг девушки, отказываясь отпускать ее на съемки. Тогда Меньшов привез к ее родителям Баталова. Оказалось, что он любимый артист всей семьи. Конечно, после такого визита согласие на съемки Натальи было получено.

Родионом хотели сделать Олега Видова

В образе коварного Родиона, соблазнившего беззащитную Катю, мог предстать перед нами известный красавчик советского кино Олег Видов. Но он в тот момент... разводился — бурно и со скандалами, так что просто не мог посвятить время съемкам. Потом артист эмигрировал в США, однако всю жизнь признавался, что жалел об этой несыгранной роли.

Кроме Олега Видова, Меньшов предполагал снять в этой роли Евгения Жарикова и еще нескольких артистов, однако сценарий никому не понравился. Правда, согласился Анатолий Васильев, но тут уже выступило против начальство «Мосфильма» — мол, чересчур положительным он выглядит. Тогда роль досталась Юрию Васильеву.

 «Оскар» помог «расправить плечи» Меньшову

Сегодня в это трудно поверить, но когда фильм «Москва слезам не верит» вышел на экраны, Меньшова не «пинал» только ленивый. При этом люди стояли часами в очереди за билетами — зимой, на морозе, приходили во второй и в третий раз. А пресса бесновалась: позор, ужасное кино! Вера Алентова потом признавалась: узнав, что фильм получил «Оскара», она была рада не столько самой премии, сколько тому, что это помогло «расправить плечи» Меньшову, вселило в него уверенность.

Читайте также