Что хотел донести до зрителей режиссер Валерий Тодоровский в фильме «Большой»

История о том, какими кровью и потом достается воздушная легкость балетных лебедей вызвала немало споров среди профессиональных танцовщиков и просто любителей балета. Что же заставило так остро реагировать на картину? Ведь любое кино – это прежде всего художественный вымысел!

Во все времена находились зрители, которые осведомлены о предмете показа лучше, чем все остальные. Так врачи хихикают, когда на экране после нескольких реанимаций героическими усилиями команды диагностов, наконец, ставится простейший диагноз.

Или следователи переключают канал, чтобы не терять времени на совершенно ясную ситуацию с преступлением. Космонавты смеются над видами бортовой аппаратуры, физики ухохатываются над киношным видом адронного коллайдера. Пришло время и балетным посмотреть на то, как их видят со стороны.

Законы кино

- Что же они не позовут консультантов? – возмутится зритель. Зовут! И консультанты эти – огромные профессионалы своего дела и уважаемые в своих кругах люди. Но, к сожалению, у жанра свои законы: кино должно быть зрелищным. И в угоду этой зрелищности киношные врачи во время реанимации обсуждают личные проблемы, отважные физики грудью перекрывают поток нейтрино, а несгибаемые космонавты брассом преодолевают расстояния в безвоздушном пространстве.

Скорее всего, с точки зрения профессионалов балета, людей, знающих этот вид искусства с изнанки, фильм Валерия Тодоровского «Большой» точно так же полон огрех, которые менее искушенный зритель просто не заметит, не зная, на что смотреть. Так что там, где профессионал видит оскорбление пренебрежением дела, которому он посвятил всю свою жизнь, массовый зритель видит историю взаимоотношений героев фильма, помещенных в необычную для зрителя, а потому интересную ему среду. Всего лишь.

Золушка или Кикимора?

Фильм «Большой» как раз о таких взаимоотношениях. Разве что построен он совершенно не так, как привык зритель. Обычно образ главного героя создается таким образом, что зритель начинает переживать за его судьбу на экране, проникаясь симпатией к визуальному отображению и поступкам героя.

Для развития сюжета нужно кого-нибудь противопоставить и появляется антагонист: плохой человек, неприятное окружение, невыносимые условия и так далее. У Тодоровского же все наоборот: уличную хамку окружают небезгрешные, но действительно хорошие достойные люди.

Кажется, что режиссер хотел создать очередную сказку о Золушке: показать, как испуганная, разочарованная жизнью неблагополучная девочка преодолевает трудности на пути к вершинам. А получился рассказ совсем о другом. Мы видим, как обжигаются хорошие люди, соприкасаясь с ядовитой, грубой, неумной, но талантливой героиней. Восемь лет обучения в окружении интеллигентных людей так и не смогли «вывести улицу» из хамовитого подростка. Никаких принципов, никаких ценностей, никакой благодарности.

Иногда судьба благоволит не тем

Кажется, девочка даже не понимает, насколько ей повезло. По крайней мере, об этом говорят все ее поступки. Она ведет себя вызывающе, хамит всем вокруг, бросается на всех, кто пытается ей помочь или подойти с лаской. Волей судьбы у нее в руках оказывается счастливый билет: из тех, что выпадают только раз в жизни, и то – далеко не всем. И как она с ним обращается?

Игнорирует советы, прогуливает тренировки, репетиции, выступления, отказывается от ролей… Что в ее голове - непонятно. Вроде бы она и вправду думает, что делает доброе дело, и мы начинаем верить, что не перевелось еще в ней хорошее. Но нет: девочка тут же продается за деньги. Прекрасная нежная лебедь на сцене – грязная, глупая, злобная дрянь вне ее. Огромный контраст между внешним и внутренним, и режиссер сумел его показать.

«Невозвращенцы» и «невыезжанцы»

Говорят, что отношения внутри Большого театра похожи на клубок гремучих змей: неизвестно кто тебя укусил. Знаменитый «невозвращенец» Михаил Барышников рассказывал о том, как яростно и мелочно в театре борются за место под солнцем. Да, Барышников, мягко скажем, не любил советскую власть, а потому от него не ожидаешь добрых слов и хочется думать, что все это просто оговор бывших сослуживцев.

Но о том же говорила и великая Майя Плисецкая. А уж ее-то свидетельствам можно верить. Она вспоминала, что перед распределением ролей на очередной балетный сезон обязательно появлялась куча доносов в КГБ на всех и ото всех. Она и сама была невыездной именно из-за таких кляуз о неблагонадежности.

В театре есть даже так называемый Иудин день. Это день, когда труппа собирается на первую репетицию после отпуска. Все рады друг друга видеть, все друг друга дружески целуют, а на самом деле в мыслях только соперничество, занятость в репертуаре будущего сезона, зависть и плетение интриг с целью взобраться в примы.

Так что девочка из фильма «Большой» - огромное исключение. Она добивается высот только по воле случая. Ну и потому, что ее окружают люди, которые гораздо лучше, чем она. В общем, все не так, как происходит в реальной жизни.

Но что бы ни хотел донести до зрителя режиссер – у него получилось заставить задуматься. И что бы ни говорили о фильме Тодоровского – главное, то, что о нем говорят. Это значит, что очередная картина мастера не осталась незамеченной.

Читайте также