«Человек на Луне»: как воссоздавали космос в фильме

11 октября в прокат выходит фильм «Человек на Луне» с Райаном Гослингом в главной роли. Художником-постановщиком картины стал Натан Кроули: ему уже приходилось воссоздавать космос в картине «Интерстеллар». С помощью чего съемочная группа добивалась реалистичного изображения на этот раз?

Звезды оскароносного мьюзикла «Ла-ла Ленд» вновь работают вместе: на этот раз режиссер Дэмьен Шазелл и актер Райан Гослинг (Ryan Gosling) рассказывают зрителям историю Нила Армстронга — первого человека, ступившего на поверхность Луны. «Это маленький шаг для человека и огромный скачок для человечества» — эти слова Нила Армстронга знает каждый. А какие шаги предприняли создатели фильма, чтобы достоверно и красочно изобразить такое важное для человечества события, как полет на Луну?

Главный герой — не только Нил Армстронг

В первую очередь, режиссер Дэмьен Шазелл решил подступиться к такой масштабной истории через восприятие одного человека. Фильм снят по мотивам книги Джеймса Р. Хэнсэна, биографии Нила Армстронга, и получился очень личным. Но кроме самого астронавта в картине «Человек на Луне» есть и второй главный герой — это следует даже из названия. Для режиссера и художника-постановщика Натана Кроули было не менее важно уделить внимание космосу и Луне.

Шазэлл и Кроули сразу сошлись во мнении: фильм стоит снять на камеру, используя максимально правдоподобные макеты, а не компьютерную графику. В своем стремлении к подлинности Натан Кроули был похож на детектива, собирающего как можно больше улик. Он отправился в НАСА и осмотрел вблизи не только лунный посадочный модуль и корабль серии «Джемини» — он использовался для полетов, предшествующих полетам миссии «Аполлон», — но и каждый инструмент на приборной панели, а так же книги и чек-листы, с которыми работали специалисты НАСА в 60-е.

Художнику-постановщику Натану Кроули уже доводилось воссоздавать космос во время работы над фильмом Криса Нолана «Интерстеллар», однако прочитав сценарий, он понял, что работа будет непростой:

Я долго отгонял от себя мысли о Луне, потому что воссоздать ее очень непросто. Моментального решения у меня не было, но я знал, что нужен будет карьер или цемент — и огромное пространство, которое передаст масштаб Луны.

Главное на Луне — правильный свет и формат

Для Кроули было важно снимать сцены на лунной поверхности не в павильоне, а под открытым небом, ночью — так съемочная группа смогла бы использовать гигантский прожектор для имитации солнечного света. Кроме того, чтобы Луна на экране выглядела достоверно, создателям фильма необходимо было найти карьер, где добывают камень серого цвета — а такое встречается нечасто. Но им повезло:

Серые карьеры нашлись в Атланте. Благодаря помощи местных промышленников мы нашли нашу «Луну» в каменоломне вулкана в Стокбридже, к югу от города, и нам разрешили делать с ней, что угодно.

Освещение съемочной площадки оказалось настоящим испытанием на смекалку для всей съемочной группы. В отличие от Земли, наших городов, где есть фонари, светящиеся вывески и лампы, тень на Луне может быть только одна — ведь и источник освещения там всего один, Солнце. Так что осветить всю огромную поверхность карьера нужно было всего одним, невероятно мощным, прожектором. В результате для съемок использовался прожектор мощностью в 200 000 Ватт.

Создателям фильма было важно показать контраст между очень ограниченным пространством космического аппарата «Аполлон-11» и бескрайней лунной поверхностью. Для этого во время съемок использовали два разных формата: 16 и 65 миллиметров. Сцены на Земле, а так же полет экипажа Нила Армстронга снят в формате 16 миллиметров — трое взрослых мужчин больше недели находились на корабле «Аполлон-11», размер которого составляет примерно 3 метра в диаметре, и постановщикам хотелось передать зрителям ощущение тесноты и трудности такого полета. После высадки на Луну изображение переходит в формат IMAX и пленку 65 миллиметров, это самый широкий формат в кино из доступных. Этот контраст призван дать зрителям ощутить реальные масштабы Луны, которая с Земли кажется крошечным шариком, висящим в небе.

Любопытно, что для съемки сцен на луне также использовалась камера, аналогичная той, что в 1969 году в самом деле побывала на Луне. Нил Армстронг и Базз Олдрин фиксировали свои исторические первые шаги на камеру Hasselblad с пленкой 6x6, и создатели фильма «Человек на Луне» решили использовать ее же во время съемок.

Читайте также