Венецианский кинофестиваль 2018: «Roma» и другие победители

В этом году конкурсная программа фестиваля была на редкость насыщенной. И пусть «Золотой лев» достался не итальянской картине, хозяева фестиваля остались довольны: фильм-победитель называется «Рома», а это уже почти «Рим».

Правда, к столице Италии название не имеет никакого отношения – «Рома» – это благополучный буржуазный квартал в центре Мехико. Фильм, пронизанный атмосферой 70-х, отчасти автобиографичен – Альфонсо Куарон писал сценарий по своим детским воспоминаниям, и, возможно, поэтому, решил снимать на черно-белую пленку. Философская, нежная ретро-драма «Рома» понравилась абсолютно всем критикам и всему составу жюри («Решение было принято единодушно», – объявил соотечественник режиссера Гильермо дель Торо).

При всей своей камерности «Рома» – фильм отчасти скандальный. Он был снят на средства кабельного канала Netflix, и показан будет не в кинотеатрах, а в Интернете, и только платным подписчикам. Как показал пример успеха «больших» американских сериалов, за этим форматом будущее, но понимают (и принимают) этот факт далеко не все. Так, изначально «Рома» был заявлен на конкурс Каннского кинофестиваля, но жюри посчитало, что кабельным картинам на фестивале не место. Куарон пошел на открытый конфликт с Каннами – зато в Венеции сорвал главный приз.

В поддержку «кабеля» и награда «За лучший сценарий», который вручилибратьям Коэн. Их комедийный вестерн «Баллада Бастера Скраггса» планировался как мини-сериал из шести серий, но потом из него решено было сделать полнометражную картину. Как и «Рому», «Балладу» можно будет увидеть не в кинотеатрах, а на Netflix, в середине ноября.

Зато мы сможем увидеть на большом экране, в привычном формате, другой вестерн-победитель, «Братья Систерс» Жака Одиара и «Ван Гога» Джулиана Шнабеля, с прекрасным Уильямом Дефо в главной роли (лучшая мужская роль). С точки зрения физического сходства, актер подобран безупречно.

Увидим мы и Оливию Коулман (приз за лучшую женскую роль, «Фаворитка»). Вообще, роли монархов, как и роли знаменитых артистов, очень комплиментарны для актеров, и почти гарантировано получают призы на фестивалях – достаточно вспомнить и «Елизавету» с Кейт Бланшетт, и «Король говорит!» с Колином Фертом.

И, наконец, одним из важных итогов Венецианского фестиваля, по крайней мере, для нас, был приз за лучшую женскую роль Наталье Кудряшовой в фильме «Человек, который удивил всех» (программа «Горизонты»). Приятно, что нас отмечают, пусть и во второстепенной программе – теперь саму картину мы будем ждать еще больше. Она выйдет в кинотеатрах этой осенью – как и большинство других фильмов-победителей.

Читайте также