«История одного назначения»: как создавалась картина про Льва Толстого и про нас

6 сентября выходит фильм Авдотьи Смирновой «История одного назначения», снятый по реальным событиям. Главными героями картины стали писатель Лев Толстой и столичный поручик Григорий Колокольцев. Почему 19 век актуален и сегодня?

Вчера в Москве состоялся премьерный показ и пресс-конференция, посвященная фильму «История одного назначения». Рассказывали о картине и отвечали на вопросы журналистов режиссер Авдотья Смирнова, генеральный директор компании Disney в России Марина Жигалова-Озкан, писатель и соавтор сценария Павел Басинский и исполнители главных ролей Алексей Смирнов, Евгений Харитонов, Филипп Гуревич и Геннадий Смирнов.

«19 век это мы»

Идея снять картину «История одного назначения» возникла у Авдотьи Смирновой в 2015 году. Читая книгу Павла Басинского «Святой против Льва», а именно главу об истории рядового Шабунина, которая занимает всего три страницы, Авдотья Смирнова поймала себя на том, что перестала понимать последующий текст: она все время возвращалась мыслями к этому эпизоду.

Спустя сутки этого наваждения я поняла, что хочу делать из этого кино.

Уже в 2015 году Авдотья Смирнова ощутила связь этой истории с современностью. За время производства — а кино костюмированное делается долго, — эта связь стала еще более острой. Кино приобрело публицистический характер, которого никто не предполагал.

Сюжет картины строится вокруг борьбы долга и справедливости. Герои, в общем-то, все по отдельности хорошие люди, и каждый из них по справедливости не стал бы рушить судьбу человека из-за пощечины. Однако у всех находятся причины следовать суровому закону. Публицистичным этот фильм делает то, что за три года производства картины многие коллеги режиссера, деятели искусства, успели пострадать от закона.

Для меня это история скорее про «всегда». И поэтому про «сейчас» тоже. Я хочу показать зрителям, что 19 век это не неолит, это мы.

Авдотья Смирнова не хотела изображать 19 век в классическом, пасторальном виде. Она отказалась от прилизанной, нарочито красивой картинки: золотых колосьев, громадного родового поместья, дорогих платьев, звучания на фоне арфы и фортепиано... И кино получилось очень живым и настоящим. Настолько, что за музыкальное сопровождение отвечал Баста (Василий Михайлович Вакуленко). Такой 19 век никому не может набить оскомину.

А причем тут Борис Гребенщиков и Роман Абрамович?

В создании картины вольно или невольно принимали участие самые разные люди. В финальных титрах Авдотья Смирнова благодарит главу студии Disney в России Марину Жигалову-Озкан, музыканта Бориса Гребенщикова и Романа Абрамовича.

Сценарий фильма рождался непросто. На третьем варианте Авдотья Смирнова ненадолго впала в творческий кризис. Она поехала в отпуск и стала слушать на повторе песню Бориса Гребенщикова «Небо цвета дождя». Благодаря этой композиции режиссеру удалось увидеть несколько ключевых сцен. Позже эта песня даже играла на площадке во время съемок финальной сцены, задавала ритм движения камеры. Но в последний момент музыкальное сопровождения сцены поменяли: песня Бориса Гребенщикова оказалась слишком мягкой для того финала, который в итоге получился у создателей картины.

Марина Жигалова-Озкан — подруга Авдотьи Смирновой, однако она заявляет, что поверила в эту картину и взялась за ее прокат не «по блату и дружбе», а «по бизнесу»:

Disney в последние годы занимался прокатом лучших российских фильмов: это и «Довлатов» Германа-младшего, и «Большой» Тодоровского и «Рай» Андрея Кончаловского… Для нас очень важно давать российским зрителям возможность видеть качественное российское кино. Такого живого, молодого, мечущегося, сомневающегося Льва Николаевича никто не видел, я была очень вдохновлена сценарием.

Бюджет картины «История одного назначения» составил 110 миллионов рублей — сделать качественную костюмированную драму за меньшие деньги невозможно. Неожиданный для самой Авдотьи Смирновой вклад в сбор этой суммы сделал Роман Абрамович.

Как искали актеров?

Авдотья Смирнова призналась, что половину героев она писала под конкретных актеров. Она с самого начала знала, что играть жену Льва Толстого, Софью Андреевну, будет Ирина Горбачева.

Поручика Григория Колокольцева сыграл Алексей Смирнов.

Однако предстояло еще найти исполнителя роли молодого Льва Толстого — молодого по сравнению с тем образом седого старца, который первым всплывает в голове при мысли об авторе «Войны и Мира». Между тем, писал роман Лев Толстой в 60-х годах, когда ему не было еще и сорока лет. В фильме «История одного назначения» Толстой предстает перед зрителями в возрасте 38 лет: его борода еще весьма скромных размеров, он пока не пришел к вегетарианству, не отлучен от церкви, живет обычной семейной жизнью, и о народе думает порой меньше чем о том, какие свиньи дают больше мяса и как устроить личную жизнь брата.

 

На эту роль Авдотья Смирнова выбрала актера Гоголь-центра Евгения Харитонова. Она увидела его в трех эпизодических ролях в спектакле Кирилла Серебренникова «Обыкновенная история».

После того, как на актера примерили искусственную бороду, сомнений не осталось: он невероятно похож на молодого Льва Толстого. Граф Лев Толстой «сам себя снял» еще в 1862 году, и именно на эту фотокарточку ориентировались создатели фильма.

Актера на роль писаря Василия Шабунина искали очень долго. Пробовали многих артистов. Но пригласив на пробы Филиппа Гуревича, Авдотья Смирнова поняла, что нужный характер найден. Она рассказала, что в свое время посоветовала Борису Хлебникову обратить внимание на Ирину Горбачеву, когда он искал главную героиню «Аритмии». А теперь режиссер как бы «вернул долг»: именно он рассказал Авдотье Смирновой о Филиппе Гуревиче.

Читайте также