5 лучших фильмов Сергея Соловьева о детях и подростках

Все фильмы режиссера Сергея Соловьева – про молодых и для молодых. «Сто дней после детства» – культовая картина для целого поколения «позднесоветских» детей, «Асса» – для детей «эпохи перестройки», «Одноклассники» – для поколения «нулевых». Сергею Александровичу исполнилось на днях 74 года, и это повод поговорить о том, почему его картины всегда «особенные», и вспомнить самые яркие из них.

5 лучших фильмов Сергея Соловьева о детях и подростках
фото: globallook

«Сто дней после детства» (1975 год)

Красивые советские дети проводят лето в старинной усадьбе, отданной под пионерский лагерь. Они ставят на сцене лермонтовский «Маскарад», обсуждают Мону Лизу, и переживают первое, и самое беспощадное чувство любви. Один из ранних фильмов Соловьева «Сто дней после детства» – это, одновременно, и Чехов, и Тургенев, перенесенные на поколение пятнадцатилетних детей. Нежное, лиричное, очень красивое кино, которое до сих пор не могут забыть те, кому сейчас уже за сорок.

«Что ж такое? Солнца нет… А это — Ерголина… Это просто Ерголина. Я ж её тысячу лет знаю».

«Сто дней после детства» (1975 год)
кадр из фильма

На съемках этого фильма у 30-летнего режиссера начался роман с 14-летней Татьяной Друбич.

«Чужая Белая и Рябой» (1986 год)

В первый послевоенный год, в маленьком городке в Казахстане, собралась разношерстная компания бывших уголовников, интеллигенции и дворян, эвакуированных сюда во время войны. Здесь проходит детство подростка Вани Найденова, здесь он гоняет голубей, влюбляется, и в первый раз сталкивается с любовью и смертью.

«Чужая Белая и Рябой» (1986 год)
кадр из фильма

«Чужая белая…» – вольная экранизация биографической повести, напечатанной в журнале «Новый мир» – в ней Соловьев, точно также как и в «Ста днях», создал свою особую атмосферу замкнутого мира, в котором учится жить уже не ребенок, но еще не взрослый.

«АССА» (1987 год)

«АССА» (1987 год)
кадр из фильма

Самый знаменитый фильм Соловьева, прорвавший культурный железный занавес – в нем роль лирического героя, «мальчика Бананана» сыграл музыкант и художник Сергей Бугаев. В картине звучат песни Виктора Цоя и Бориса Гребенщикова, в нем появлялся арт-объект под названием Communication tube… Но, главное, в «Ассе» был с точностью зафиксирован конфликт отцов и детей, постсоветских, и тех, кто не хотел иметь с Советским Союзом ничего общего. Премьера «Ассы» состоялась не в обычном кинотеатре, а в ДК: в холле играли рок-музыканты, продавались пластинки и картины, а за лишним билетиком гонялась вся молодежь Москвы.

«Нежный возраст» (2000 год)

«Нежный возраст» (2000 год)
кадр из фильма

Сергей Александрович как-то с грустью признался, что снимая фильмы о чужих детях, забыл о своем собственном ребенке. Тем временем Митя Соловьев подрос, и сделал папе подарок, написав сценарий о своем взрослении, которое пришлось на конец девяностых-начало нулевых. Для Соловьева-старшего сценарий «Нежного возраста» оказался настоящим откровением, и он снял фильм – о том, как привлекательна может быть бандитская романтика для 15-летнего мальчика, и о том, как этот мальчик может завоевать сердце одноклассницы, даже если она – успешная модель в Париже, и знакома с самим Аленом Делоном.

«Одноклассники» (2010 год)

«Одноклассники» (2010 год)
кадр из фильма

Критики назвали фильм «Одноклассники» «Асса-2» – как и почти четверть века назад, это была история вчерашних детей, которые выбирали между внешними атрибутами успеха, и личным счастьем. Сценарий написала ученица Соловьева Софья Карпунина, и она же сыграла главную роль – роль дочки богатых родителей, которая уезжает из Москвы, в неведомую страну, чтобы жить почти отшельницей, в то время как ее бывший приятель выбирает карьеру успешного менеджера, «не то по часам, не то по трусам».