Исследование провели сотрудники Университета Южной Калифорнии. Их цель — проанализировать отображение половой принадлежности, расы и этноса, ориентации, а также недееспособности в кино последних лет. В то время как в Голливуде без умолку говорят о нетерпимости к насилию и о правах женщин, обвиняя Харви Вайнштейна или других медийных личностей в различных грехах, на деле ситуация не так уж и сильно изменилась.
Равноправие в кино? Как бы не так!
На диаграмме видно, что процентное соотношение женских и мужских персонажей в 1100 исследуемых фильмах держалось примерно на одном уровне в течение десяти последних лет: в 2007 количество году женских персонажей составило 29,9 %, а в 2017 — 31,8 %. При этом «сбалансированный» актерский состав, то есть такой, где женщин и мужчин поровну, ученые обнаружили лишь в 13 % фильмов.
Фрагмент исследования USC ANNENBERG INCLUSION INITIATIVE. Количество персонажей женского пола,задействованных в фильмах.
Что насчет женщин в качестве главных героинь? В 2007 году ученые насчитали только 20% фильмов, где женщина занимала бы ведущую позицию и большую часть экранного времени. Однако в 2016 и 2017 годах это число выросло до 34%. Обозначенный в исследовании временной период подарил нам две успешные серии фильмов с волевыми и яркими главными героинями. «Голодные игры», главную роль в которых исполнила Дженнифер Лоуренс (Jennifer Lawrence), выходили на экраны с 2012 по 2015 годы, по одному фильму за год.
Фото: кадр из фильма «Голодные игры»
Успех «Голодных игр» пытались повторить создатели серии фильмов «Дивергент». В период с 2014 по 2016 годы вышло три фильма, главную героиню в них сыграла Шейлин Вудли.
Фото: кадр из фильма «Дивергент»
Хуже дела обстоят «за кадром»: среди 1223 режиссеров исследователи отыскали только 53 женщины, то есть всего 4,3 % за десять лет. В случае с композиторами ситуация еще более удручающая: писать музыку поручили женщинам лишь в 1,3 % случаев.
Фрагмент исследования USC ANNENBERG INCLUSION INITIATIVE. Количество режиссеров и композиторов женского пола в кино.
Самой коммерчески успешной картиной с женщиной-режиссером стала первая часть вампирской саги «Сумерки», снятая Кэтрин Хардвик в 2008 году.
Фото: кадр из фильма «Сумерки»
Нельзя не упомянуть о самом успешном супергеройском кино 2017 года: фильме о супергероине из вселенной DC «Чудо-женщина». Главную роль в картине исполнила израильская актриса Галь Гадот, а режиссерское кресло заняла Пэтти Дженкинс.
Фото: кадр из фильма «Чудо-женщина»
В работе предлагаются и шаги, которые необходимо предпринять, чтобы ситуация изменилась к лучшему. Так, чтобы к 2020 году достичь в профессии «сценарист» процентного соотношения 50/50, авторы исследования предлагают увеличивать количество сценаристов женского пола на 5 человек ежегодно. В 2017 году авторами сценария к фильмам женщины становились почти в 32% случаев.
Фрагмент исследования USC ANNENBERG INCLUSION INITIATIVE. Авторы исследования предлагают увеличивать количество сценаристов женского пола на 5 человек ежегодно
Скажешь слово «режиссер» — и в Голливуде все подумают о белом мужчине
Режиссеров афро-американцев или азиатов в главной кинокузнице планеты тоже немного: 5,2 и 3,1 % соответственно. Среди них, из 1100 фильмов режиссерами лишь четырех выступили женщины афроамериканки. Три фильма сняли женщины азиатского происхождения.
Фрагмент исследования USC ANNENBERG INCLUSION INITIATIVE. Скажешь слово «режиссер» — и в Голливуде все подумают о белом мужчине: количество режиссеров афро- и латиноамериканцев, в том числе женского пола.
Таким образом, Голливуд не ограничивается одной лишь половой дискриминацией. На экране появляется более 70% европеоидных персонажей, остальные проценты распределены между представителями других рас.
Фрагмент исследования USC ANNENBERG INCLUSION INITIATIVE. Иллюстрация процентного соотношения представителей разных рас в кино.
Режиссеру Фрэнсису Лоуренсу, снявшему уже упомянутые выше «Голодные игры» с женщиной в качестве главной героини, можно смело жать руку: он же является автором одной из самых ярких картин последнего десятилетия с актером афроамериканцем в главной роли. Речь о фильме «Я-легенда», настоящей звездой которого стал чернокожий актер Уилл Смит (Will Smith).
Фото: кадр из фильма «Я-легенда»
Достоин внимания фильм 2012 года «Джанго освобожденный», главную роль в котором исполнил Джейми Фокс.
Фото: кадр из фильма «Джанго освобожденный»
Наконец, за пределами исследования остался голливудский фильм «Чёрная Пантера», вышедший в 2018 году: в нем как никогда широко представлены персонажи негроидной расы.
Фото: кадр из фильма «Чёрная Пантера»
Нетрадиционные герои
Какое место в кинематографе отведено персонажам с нетрадиционной сексуальной ориентацией и трансгендерам? В приведенной работе анализируются картины, выходившие с 2014 по 2017 год. Ученые насчитали 17 820 персонажей, лучше всего представлены в кино были геи: в 2016 году из общего числа персонажей мужчин с нетрадиционной сексуальной ориентацией было 36. Во всей выборке фильмов меньше всего места нашлось трансгендерам: лишь один подобный персонаж появился на экране в 2014-2017 годах.
Фрагмент исследования USC ANNENBERG INCLUSION INITIATIVE. Количество персонажей-представителей ЛГБТ сообщества в кино.
Пожалуй, самой известной голливудской картиной о людях с нетрадиционной сексуальной ориентацией является фильм 2005 года «Горбатая гора» с Хитом Леджером и Джейком Джилленхолом в главных ролях. Однако во временные рамки исследования он не попадает.
Фото: кадр из фильма «Горбатая гора»
Успешным фильмом о лесбиянках можно назвать картину 2014 года «Кэрол». Роли возлюбленных в ней исполнили актрисы Кейт Бланшетт и Руни Мара.
Фото: кадр из фильма «Кэрол»
Ученые отобрали Топ-100 фильмов 2017 года и поискали в них геев, лесбиянок и транссексуалов. Такие персонажи встретились им в девятнадцати фильмах из ста.
Лучшим фильмом 2017 года с персонажами-гомосексуалистами можно назвать картину «Зови меня своим именем». Правда, она имеет мало отношения к Голливуду: главные роли в фильме исполнили американские актеры Тимоти Шаламе и Арми Хаммер, а вот снят фильм был итальянским режиссером в Италии.
Фото: кадр из фильма «Зови меня своим именем»