Режиссер Святослав Подгаевский о жанре хоррор в России и закулисье фильма "Русалка. Озеро мертвых"

Скоро на экраны кинотеатров выходит российский хоррор "Русалка. Озеро мертвых". Режиссер Святослав Подгаевский поделился любимыми фильмами, рассказал о своем отношении к жанру, перспективах его развития в России и работе над фильмом.

— Святослав, вы работаете в жанре ужасов, фэнтези. Никогда не было желания попробовать себя в другом жанре? Может, снять хорошую добротную комедию?

— О комедии, признаться, как-то не задумывался, потому что чувствую, это не мое. Смотреть люблю, но творческих амбиций в этом очень сложном жанре у меня нет. А что касается других жанров, то я сильно тяготею к sci-fi. В ближайшем будущем я бы хотел попробовать сделать кино с уклоном в фантастику.

— Создавая такие фильмы, чем вдохновляетесь? Может, работами зарубежных авторов? На кого ориентируетесь? Кто для вас является примером для подражания?

— Конечно, есть! Например, я очень сильно люблю фильмы Романа Полански и Гильермо дель Торо. Но это, скорее, вдохновляющие образцы по стилистике, по форме. А так я вдохновляюсь жизнью в целом.

— У российской киноиндустрии долгое время не складывалось с жанром хоррор. В чем причины? Может, проблема в том, что в советском кино не существовало такого жанра?

— Совершенно согласен! В нашей стране нет традиции производства фильмов в жанре хоррор. И эта традиция стала складываться не в 1990-х, а, скорее, даже в 2000-х. Фильм «Ведьма», один из первых хорроров, вышел в 2006 году! Так что у нас очень небольшая история жанра. Хотя есть откуда черпать технологические приемы и, казалось бы, вообще легко анализировать то, что уже сделано западными коллегами. Но мы все равно вынуждены самостоятельно идти по этому пути. Конечно, развитие – это вопрос времени и повышения уровня подготовки специалистов, которые работают в жанре.

— Какие российские фильмы в жанре хоррор вы бы посоветовали нашим читателям посмотреть, чтобы получить удовольствие?

— Можно начать с экскурса в историю, с фильма Павла Руминова «Мертвые дочери». Также представляют интерес та же самая «Ведьма», «Юленька», хотя это больше триллер все-таки… «Путевой обходчик» – любопытная первая попытка в стиле слэшера. «Маршрут построен» рекомендую, мне кажется, это очень хорошее кино.

— Что последнее из зарубежных фильмов в жанре хоррор вы смотрели? Что понравилось?

— Я, как правило, знакомлюсь с новинками с опозданием. Недавно посмотрел первый сезон «Очень странных дел». Хотя я бы отнес проект к sci-fi с элементами хоррора, но, тем не менее, меня он очень сильно впечатлил! А из полного метра последнее, что смотрел, – «Тихое место». Там нет мистики, но по атмосфере саспенса и накалу - это отличный хоррор. Мне очень понравился!

— Как проходил кастинг на главные роли? Сразу знали, что возьмете Вику на главную роль?

— С Викторией мы уже работали на предыдущем проекте, «Невеста». Мне жутко нравится, что она очень боевая. И как актриса, и как человек. У нас были сложности, потому что она параллельно снималась у Джаника Файзиева во «Вратаре галактики». И мы искали другую актрису, я понимал, что у Вики вряд ли получится вырваться. Но на кастинг ее все-таки позвал, и она отлично себя проявила. А потом удивительным образом все сложилось, и ей удалось совместить два проекта.

Главная мужская роль: нам нужен был такой светлый парень, который хоть и оступается, но вызывает у зрителей приятные эмоции. Простой хороший человек. И мы выбрали Фиму Петрунина. По моим ощущениям в нем, как и в его персонаже, героика соседствует с добродушием, мягкостью.

Самым трудным был кастинг на русалку. Мы отсмотрели примерно 200 девушек, и когда однажды в комнату вошла Соня Шидловская, мы поняли, что это она, наша русалка. Ради проекта она даже пожертвовала учебой в Школе-студии МХАТ. Работала с сумасшедшим упоением. Соня – огромный молодец, уверен, она себя еще покажет.

— Где снимали картину? Кто выбирал локации?

— Выбирали сообща: художник-постановщик, продюсеры, оператор и я. Если в «Невесте» была готическая история, то здесь хотелось большей реалистичности, сохраняя при этом графичность и минимализм.

Съемки проходили в Подмосковье, на Николиной горе мы нашли дачу 1930-х годов, которая идеально нам подошла. А все подводные сцены снимали в специально построенной декорации.

— Что было сложным на съемках? Что не получалось? На что потратили больше времени, чем ожидалось?

— Съемки в воде и под водой – это была наша основная головная боль. Очень трудно было морально и физически. Все были максимально собраны, чтобы избежать накладок и проволочек по времени.

Актеры героически мерзли и между дублями отогревались в бочках с горячей водой; по полчаса иногда вынуждены были проводить на глубине (конечно же, под присмотром водолазов!). В общем, я хоть и думал, что будет тяжело, но реальность превзошла все ожидания. Но зато было и вдвойне интереснее.

— Назовите одну самую главную причину, почему зритель должен увидеть вашу картину.

— Это история про нас или наших знакомых. Про взаимоотношения двух влюбленных, когда между ними встает кто-то третий. И это не просто соперница, а инфернальный монстр. Мне кажется, это совершенно новая интерпретация любовного треугольника, которая должна зацепить зрителей.

Читайте также