За кадром «Экипажа». Как первый советский фильм-катастрофа стал настоящей «катастрофой» для его создателей

Идеи режиссера Александра Митты были слишком смелыми – и не только потому, что подобных картин у нас еще никто не снимал. Цензуру не устроили и эротические сцены, и трагический финал, в конце концов, сам факт, что авиакатастрофа происходит с нашим самолетом

Самый знаменитый отечественный фильм-катастрофа - «Экипаж» Александра Митты - делался буквально «вручную», создателям пришлось продираться через множество преград и запретов. И это не говоря о многочисленных технических сложностях. Митта потом признавался: если бы он тогда знал, какую технику и какие компьютерные технологии применяют для создания подобных картин на Западе, он ни за что не взялся бы за этот проект. И зрители, до сих пор с удовольствием пересматривающие картину, даже не подозревают, через что пришлось пройти съемочной группе и какой ценой фильм вышел на экраны.

Неприятности с актерами

С самого первого дня начались проблемы с актерским составом. Будто нарочно, возникали сложности одна за другой. На роль первого пилота Митта очень хотел взять Алексея Петренко. Артист вроде бы согласился, но потом отказался — объяснил свой отказ нежеланием участвовать в съемках «в железе» (то есть в самолете). Утвердили Георгия Жженова.

Стюардессой Тамарой должна была стать Елена Проклова — Митта видел в этой роли только ее. Однако и Проклова отказалась. По официальной версии — потому, что ей приходилось подменять в театре уехавшую за границу Ирину Мирошниченко. Но есть и другая версия: Проклова не хотела портить свою репутацию образцовой комсомолки, снимаясь в постельных сценах, которых в «Экипаже» было достаточно много.

На роль Тамары взяли студентку театрального училища Александру Иванес. Режиссеру сразу сказали: наплачешься ты с ней, ее только что исключили из училища за прогулы и скандалы. Он не поверил — и напрасно. Уже через несколько недель съемок Митта оказался бы счастлив избавиться от Александры, но было поздно: переснимать материал было просто не на что.

Финальным «аккордом» сотрудничества молодой актрисы стала неожиданное замужество и смена фамилии, о чем она сказала, будто нарочно, только когда титры были уже готовы. Пришлось в срочном порядке менять «Иванес» на «Яковлеву». Зато в постельных сценах Саша снималась без возражений и комплексов, раздевалась по первой же просьбе.

Вторым пилотом в фильме должен был стать Николай Караченцов. Но он не смог втиснуть съемки в свой плотный график — спектакли в «Ленкоме», съемки на телевидении, гастроли... В итоге пригласили Анатолия Васильева.

Олег Даль сразу согласился сыграть ловеласа и бабника Скворцова. Было снято немалое количество материала, но потом Даль тяжело заболел — актер был закодирован, а «поклонники» угостили его спиртным, и это сильно подкосило его здоровье. О дальнейших съемках не могло быть и речи. Чиновники, чтобы наказать актера за испорченную пленку и необходимость переснимать, лишили его на три года права сниматься на «Мосфильме». Но жизненные «санкции» оказались суровее — через год Даля не стало. Скворцова в итоге сыграл Леонид Филатов.

Катастрофа с самолетами

Создателям фильма неоткуда было взять списанный Ту-154 - все самолеты этой марки были еще новыми. Помогла случайность — загорелся самолет прямо на полосе, пожарным удалось спасти лишь его хвост. Этот хвост и «участвовал» в съемках. На другом самолете кто-то из пассажиров разлил ртуть — он стал непригодным для полетов, его отчистили и тоже позволили использовать для кино.

Сцены катастрофы снимались очень тяжело и долго. Часть съемок выполнялась с макетами, но и это было невероятно трудно и требовало огромного мастерства актеров и всей съемочной группы. Самую яркую сцену, когда самолет пылает, решено было снять без макетов, в реальности. Подыскали на кладбище самолетов старый Ту-114, соорудили вокруг него декорации, приготовились снимать пожар, подвезли шесть тонн горючего. Но, пока собирались, внутри самолета скопились пары горючего, и тщательно подготовленная техника неожиданно вспыхнула, не дожидаясь команды «Мотор!». Митта был расстроен и разозлен: такая эффектная сцена могла получиться!

А самое главное — киношное начальство ни в какую не соглашалось, чтобы советский лайнер - самый лучший и надежный в мире - терпел аварию. Чиновники были уверены: такого сценария просто не могло произойти с нашим самолетом и нашими пилотами. Сценаристам, чтобы выйти из положения, пришлось срочно все переписывать. Именно поэтому  катастрофа происходит на территории далекой Африки, да еще вследствие ужасного землетрясения. Героические же действия пилотов выполняются уже над территорией СССР, так что с идеологической точки зрения придраться было не к чему.

Проблемы с цензурой

Филатов долго не соглашался сниматься в постельных сценах — он был примерным семьянином и очень любил жену. В конце концов, его уговорили обнажиться по пояс. Он лежал в джинсах под одеялом, а Александра Яковлева «резвилась» рядом в обнаженном виде. Сцена получилась красивой, только вот начальство, узнав о наглости Митты, посмевшего снять «обнаженку», категорически запретило это показывать. В итоге от довольно продолжительной и откровенной сцены в фильме остался смутный вид Яковлевой сквозь аквариум — практически невинное зрелище. Но фильм все равно попал в категорию 16+.

Главный герой — первый пилот Андрей Тимченко в исполнении Жженова — должен был по сценарию умереть в больнице. Против такого поворота решительно воспротивился Леонид Брежнев, которому решили показать картину. Генсека напрягали «участившиеся экранные смерти» – он и сам тогда был тяжело болен. Цензоры сказали, что в таком виде фильм не выйдет. Пришлось переснимать заново финальную - гениальную, по словам Митты, - сцену смерти Тимченко. Первый пилот остался в живых, но получил серьезный инфаркт.

Впрочем, несмотря на все препятствия, неудачи и изменения, фильм получился захватывающим. Даже сегодня зритель смотрит «Экипаж» с замершим сердцем, сопереживая героям и восхищаясь их отчаянной смелостью.

Читайте также