«Оскар»: есть ли шанс у «Нелюбви»

«Нелюбовь» Андрея Звягинцева вошла в шорт-лист «Оскара» - это значит, что у России есть все шансы получить заветную статуэтку. Стоит тли этому радоваться, и кто главные соперники Звягинцева в «оскаровской» гонке?

Последний раз Россия получала «Оскар» за лучший фильм в 1994-м – это были «Утомленные солнцем» Никиты Михалкова. В 2000-м премию дали мультфильму «Старик и море» Александра Петрова, но эту победу мало кто заметил: мы по традиции не обращаем внимания на маленькие победы, да и интеллектуальный мультфильм по роману Хемингуэя, снятый в копродукции с Канадой и Японией, простому россиянину был не близок. Другое дело – Михалков, любимец нации, живая легенда. Его «Утомленные солнцем» продолжали традицию советского кинореализма, это было абсолютно зрительское кино – и, да, фотография Никиты Сергеевича, поднимающего на руках восьмилетнюю Надю с школьными белыми бантиками в косичках, была во всех новостях, на первых полосах абсолютно всех изданий.

Совсем другое дело – «Нелюбовь». Решение выдвинуть именно этот фильм на «Оскар» - совсем неоднозначное решение. Напомним, что Андрея Звягинцева у нас принято не хвалить, а ругать. Он-де классический представитель «пятой колонны», очерняет Родину за ее пределами. Его фильмы – начиная примерно с «Елены», это чернуха и поклеп на новую российскую действительность. Вы помните скандал вокруг «Левиафана»? С «запикиванием» обсценной лексики, с требованием «православных активистов» запретить прокат фильма, с многочисленными обвинениями в русофобстве? «Нелюбовь» продолжила традицию: она мало кому понравилась, включая госчиновников (что само собой разумеется), и, вдруг неожиданно для Звягинцева, отечественных критиков.

Потому что, да, вынесенная в названии «Нелюбовь» максимально точно отображает чувства автора к своим героям. В фильме нет ни одного положительного персонажа (кроме добровольцев бригады «Лизы Алерт»), а потому никого и не жалко. Мелкие людишки ненавидят себя и друг друга, и сами повинны в своих грехах – свинцовая нелюбовь буквально разлита в атмосфере. И, да, Звягинцев как всегда, предельно конкретен: речь не об отсутствии эмпатии в обществе вообще, речь именно о нашем, российском обществе, образца 2014-2018 года.

Кто-то назовет это точным отражением, кто-то кривым зеркалом, но для Запада показанное в «Нелюбви» - это портрет современной России, с теленовостями про Крым, олимпийской униформой, брезгливым равнодушием госчиновников, лицемерием церкви. И поскольку именно так про нас и думают, «Нелюбовь» получила свою номинацию – и, скорее всего, получит и «Оскар» тоже.

«Нелюбовь» выдвинули потому, что у нее были «самые большие шансы» - и это действительно так. Но ее победа для России – это, скорее, проигрыш, неправильно просчитанный ход. Стоило бы, все-таки сделать ставку на «новичка» - «Аритмию» Бориса Хлебникова: и в этом случае участие было бы важнее победы.

Что до серьезных конкурентов «Нелюбви», то это, прежде всего, «На пределе» Фатиха Акина (не лучший его фильм, зато про толерантность), черная искусствоведческая комедия «Квадрат», и венгерская драма «О теле и душе», которая шла в наших кинотеатрах при пустых залах.

Нам бы очень хотелось, чтобы «оскаровская» академия выбрала кого-то из них.

Читайте также