Жора Крыжовников: Коллеги спрашивают меня: "Как вы это сделали?"

"Самый лучший день" уже не за горами: новый фильм Жоры Крыжовникова выходит в российский прокат 24 декабря. Режиссер рассказал нам, как ему удалось заманить в проект легендарных актеров, как Инна Чурикова стала соавтором Островского и что больше всего удивляет в этом фильме его самого

"Самый лучший день" уже не за горами: новый фильм Жоры Крыжовникова выходит в российский прокат 24 декабря. Режиссер рассказал нам, как ему удалось заманить в проект легендарных актеров, как Инна Чурикова стала соавтором Островского и что больше всего удивляет в этом фильме его самого.

— Что изменилось со времен «Горько» — на российском рынке комедий и в вашем режиссерском видении?
— Я за российским рынком комедий не слежу, так как трудно искать черную кошку в черной комнате. А во мне если что-то и поменялось, то я еще этого не понял. Главное - я все так же хочу работать для зрителя, хочу, чтобы ему было смешно и немного грустно, как бывает на хороших советских комедиях. Если что-то и появилось новое во мне, так это уверенность, что у советской комедии надо учиться, учиться и учиться.

— О названии: какой день — самый лучший?
— Самый лучший день — это такая мечта. Все кажется, что он впереди, а потом оглядываешься назад и понимаешь, что он был, и не один. Это о поисках счастья название. Наше русское счастье всегда немного с меланхолией. Мы часто говорим: эх, какой вчера день был! Живем или прошлым или будущим, а тем временем самый лучший день и проходит незамеченным. Вот и наш герой, которого играет Дмитрий Нагиев, был счастливым и сам не понимал этого, а когда потерял свое счастье, схватился за голову.

— «Караоке-комедия» с подпевающими зрителями — это же не чистая формальность? Зачем такой прием понадобился?
— У нас музыкальная комедия — популярный ранее в советском кино жанр. Я сел писать сценарий — и герои запели сами, клянусь. Я вдруг понял, что они поют. Тогда и стал думать, как с этим быть. Мне захотелось, чтобы зритель подпевал. Не обязательно петь все время, но даже если такое желание возникнет хотя бы один раз — значит, у нас получилось. Главное, что мы пытаемся людей объединить, чтобы зрители в зале почувствовали себя единым целым. Такое с людьми может сделать только музыка, песня.

— Андрей Першин (настоящее имя режиссера. - прим. ред.) делал на ТВ музыкально-развлекательные программы. Что из этого опыта Жора Крыжовников использовал для «Самого лучшего дня»?
— Практически ничего не пригодилось. Телевизионная программа — это конвейер. А здесь каждая песня — это новая информация о наших героях. Потом была сложная запись песен. Дмитрий Нагиев запел, да еще как — с душой. Когда пела Инна Михайловна Чурикова, мы с саунд-продюсером заплакали — так это было трогательно. И молодые артисты выложились. «Самый лучший день» такой один — это музыкальный аттракцион, которого еще не было. Поэтому тут все было в первый раз.

— Вам уже случалось работать с пьесами Островского, но в театре. Как адаптировали пьесу для киносценария?
— Адаптация коснулась диалогов, но сами характеры подарил нам Островский. Но и шуток мы много сохранили. И теперь мне доставляет удовольствие, когда на тестовых просмотрах люди смеются, а я знаю, что это шутка Островского их так смешит. Сила Островского в том, что он гений русского характера — он смог сформулировать какие-то наши родовые черты. Наш герой, Петя Васютин в исполнении Нагиева, — это такой брутальный Бальзаминов. Сотрудник ДПС. Простой, не шибко умный, не самый удачливый, карьеру особо не сделал и не сделает. Но наш герой умудряется быть счастливым и не замечать этого. И вдобавок он окружен женским вниманием. Мама с ним носится, невеста дни считает до свадьбы, а он все чего-то ждет. Ну и дождался приключений.

— Роль «под Боярского» была предусмотрена с самого начала, а как выбрали остальных актеров?
— Мне повезло, потому что я пригласил в кино и получил согласие тех, с кем мечтал поработать. Маму Нагиева играет Инна Чурикова, его папу — Боярский. К Инне Михайловне ходил со сценарием в «Ленком», сначала было знакомство, потом читка. Инна Михайловна — чрезвычайно трудолюбивый человек и каждую свою реплику оттачивала, сама правила текст, добавляла шутки. Стала настоящим соавтором. К Михаилу Сергеевичу ездил в Питер, заманивал как мог, даже Лизу Боярскую просил замолвить словечко. А маму главной героини играет Елена Яковлева. И тоже — я пошел на знакомство, поймал Елену Алексеевну перед спектаклем, рассказал, что за проект. Только так, лично, приглашал каждого актера — без проб и кастингов. И так было понятно, что лучше не найти. Невесту главного героя играет Юля Александрова из «Горько», она тоже была в проекте сразу.

— А Ольга Серябкина из группы «Серебро»? Это ведь ее первая роль в кино.
— Вот кого нам пришлось искать долго — так это разлучницу из Москвы. Нужна была женщина, способная поколебать самую крепкую семью, чтобы сразу стало понятно, что герою угрожает опасность. Мы перепробовали всех, кто снимается. Всех. И все не то. И вот тогда я вспомнил, что видел клип группы «Серебро» про дорожный беспредел. Пригласили на кастинг Олю Серябкину, солистку. Сначала не очень получалось, но что-то там мелькало настоящее, что не сыграешь. В итоге уже на сьемках Олю даже сам Боярский хвалил. Оля играет в жанре «нарочно не придумаешь», как в документальном кино. И получается, на мой взгляд, очень точно.

— Какие неожиданности случались на съемках? Приходилось ли импровизировать?
— У нас много сложных кадров было, трюков, артисты работали без дублеров. А теперь, когда мы показываем материал одного из самых сложных номеров профессионалам кино, нашим коллегам, я все время слышу один вопрос: «Как вы это сделали?» Видимо, получилось удивить. Наверное, потому, что мы понимали: современного зрителя трудно чем-то поразить — поэтому надо стараться удивить самих себя, может, тогда и зритель почувствует что-то похожее.

— А что вас самого больше всего удивляет в этом фильме?
— Меня больше всего удивляет то, как играют артисты. Это счастье — работать с мастерами: искренне, предельно точно, так, что дух захватывает.

— Каким должен быть фильм, чтобы вам было смешно? И какой ваш любимый из всех смешных фильмов? 
— Мне нравится, когда в комедии есть спектр эмоций, когда и смешно, и немного грустно. Как в фильмах Георгия Данелия. «Афоня», «Мимино». «Осенний марафон», «Кин-дза-дза» — это мои любимые фильмы. Кстати, у нас будет звучать и музыка из «Афони». Она станет музыкальной темой фильма.

 

Фото: компания BAZELEVS.

Читайте также