«Нелюбовь» Отечества: фильмы, которые Россия выдвигала на «Оскар»

Несмотря на критику и упреки в не патриотизме, именно «Нелюбовь» Андрея Звягинцева будет предложена «оскаровскому» комитету как лучший российский фильм года. В этом есть резон: имя режиссера хорошо известно западной публике, а значит, у «Нелюбви» есть неплохие шансы если не на «Оскар», то, хотя бы, на номинацию. Мы бы, конечно, предпочли, чтобы Россию представляла «Аритмия» Бориса Хлебникова, но «Оскар» - история не про хорошее кино, а про ангажированность, звездную, социальную и политическую.

Кроме «Аритмии» в этом году возможным претендентом на «Оскар» называли скандальную «Матильду» - можно себе представить, какой был бы шум, если бы ее, действительно выдвинули. «Нелюбовь» можно назвать меньшим из зол – в конце концов, это отлично снятое, и отлично сыгранное кино, «всего лишь» развенчивающее миф о русской духовности. Вспомним фильмы, которые российский оскаровский комитет выдвигал в прежние годы, и попробуем просчитать, какие шансы у фильма Звягинцева.

2006 год «Девятая рота»

В тот год главным конкурентом «Девятой роты» считался «Остров» Павла Лунгина, очень правильный фильм для тех иностранцев, кто считает Россию прежде всего родиной Достоевского. Хотя можно сказать, что эти мальчики из «Девятой роты», попавшие сразу после «учебки» в пекло Афганистана, тоже наши новые святые.

2007 год «12»

«12» Никиты Михалкова – своеобразный ремейк «Двенадцати разгневанных мужчин» Сидни Люмета, а Люмет – признанный голливудский классик. Возможно, поэтому картина получила заветную номинацию – но до золотой статуэтки дело так и не дошло.

2008 год «Русалка»

Нежную драму Анны Меликян выбрали тоже по принципу узнаваемости: ее премьера прошла на фестивале в Санденсе, и фильм взял приз за режиссуру. Но на этом все и закончилось: все-таки «Русалка» не в «оскаровской» весовой категории.

2011 год «Утомленные солнцем 2: Цитадель»

Выдвижение михалковского фильма спровоцировало большой скандал: глава российского оскаровского комитета Владимир Меньшов, отказался ставить свою подпись. Хотя сейчас, шесть лет спустя, выдвижение «Цитадели» кажется шагом очень логичным: ведь именно за первых «Утомленных солнцем» Михалков получил «Оскар».

2013 год «Сталинград»

«Если бы у русских не было войны, о чем бы они тогда снимали свои фильмы?» - риторический вопрос Акиры Куросавы до сих пор актуален. Действительно, если фильм про Великую Отечественную, у него есть все шансы на успех – или, хотя бы, на «оскаровский» шорт-лист. Правда, на момент выдвижения «Сталинград» еще не шел в наших кинотеатрах, его мало кто видел, а значит, не мог и судить о справедливости решения.

2014 год «Левиафан»

Звягинцевский «Левиафан» получил заветную номинацию, хотя в России его и встретили прохладно. Но уникальность этого режиссера в том, что он снимает свои фильмы как хочет, не советуясь ни с кем, не обращая внимания на цензуру и критику. Ну, а талант его не подлежит никакому сомнению.

2015 год «Солнечный удар»

Возможно, самый слабый фильм Михалкова, предложенный российским оскаровским комитетом, скорее, по инерции. Если бы в этом году вышел еще один фильм Никиты Сергеевича, и у Звягинцева бы не было никаких шансов.

Читайте также