КИНО

Итоги Каннского кинофестиваля

Итоги Каннского кинофестиваля Кадр из фильма "Нелюбовь"
Наш кинокритик рассказывает, как прошло распределение наград.

Главный итог Каннского фестиваля для российского зрителя — это присуждение Андрею Звягинцеву Приза жюри за его семейную драму «Нелюбовь» (в отличие от «Левиафана», этот фильм не придется долго ждать: с 1 июня он уже выходит в прокат). Приз этот не главный, но очень почетный. Звягинцеву вообще очень везет: он уже показывал в Каннах «Изгнание», «Елену» и уже упомянутого «Левиафана», и ни разу не возвращался домой без наград, будь то за лучшую мужскую роль или лучший сценарий, или спецприз конкурса «Особый взгляд», или вот теперь Приз жюри. Не говоря уже о сразу двух «Золотых львах» Венецианского фестиваля, отданных ему за дебют «Возвращение» — это вообще беспрецедентный случай. По профессии Звягинцев — актер, учился в ГИТИСе, сыграл несколько небольших ролей в сериалах «Горячев и другие», «Каменская», комедии «Ширли-мырли». В 2000 году дебютировал в режиссуре, сняв несколько новелл для телесериала «Черная комната». Снятый всего за полмиллиона долларов (без копейки государственных средств) дебют кроме «Золотых львов» получил еще четыре десятка призов по всему миру. Звягинцев быстро стал ведущим российским режиссером, чьи фильмы покупают во всем мире еще до того, как они сняты — на уровне идеи и сценария. Таких авторов очень немного во всем мире, это режиссеры-звезды. Если в России фильмы Звягинцева всегда вызывали полемику, то на Западе его приняли сразу и безоговорочно: от российского кино в мире ждут именно такого зрелища – раздумчивого, серьезного, многозначительного, полного религиозной символики и как-то изнурительно, безнадежно прекрасного. Звягинцев умеет находить сюжеты, резонирующие далеко не только в российской действительности. Универсальность его почерка и делает возможной его победы на фестивалях и номинации на «Оскара».

Показанная первой в этом году в Каннах «Нелюбовь» лидировала во всех рейтингах, которые, впрочем, никак не учитываются членами жюри. И все же жюри под руководством Педро Альмодовара, включавшее в себя голливудских суперзвезд Уилла Смита и Джессику Чистейн, не смогло оставить без награды новый фильм Звягинцева.

Главный же приз достался самой радикальной (и самой смешной!) картине конкурса — «Площадь» шведа Рубена Эстлунда (о ней ниже). За лучшую режиссуру вознаградили Софию Копполу, снявшую далеко не лучший свой фильм — римейк фильма Дона Сигела «Попавший в ловушку» (в российский прокат он выйдет под названием «Роковое искушение»), в котором Колин Фаррел сыграл раненого солдата, спасенного во время Гражданской войны Севера и Юга воспитанницами пансиона благородных девиц.

Вторым по значению призом, Гран-при, жюри отметило один из четырех французских фильмов (ничего не дать хозяевам в год 70-летия, видимо, было не комильфо) — драму из времен эпидемии СПИДа «120 ударов в минуту» Робина Кампийо.

За женскую роль была вознаграждена звезда «Трои» и «Бесславных ублюдков» Диана Крюгер, впервые сыгравшая в немецком фильме — судебной драме Фати Акина «Из ниоткуда». Героиня Крюгер мстит террористам, погубившим ее мужа-турка и 6-летнего сына.

Приз за лучшую мужскую роль справедливо нашел героя в лице актера Хоакина Феникса, сыгравшего в картине «Тебя никогда здесь не было» (о ней тоже ниже). На церемонии закрытия Феникс впервые появился со своей новой подружкой — звездой «Девушки с татуировкой дракона» Руни Мара. Помимо нее, он продемонстрировал собравшимся свои кеды, в которых его, по идее, вообще не должны были пустить в фестивальный дворец (там властвует свирепый дресс-код) — таким образом актер продемонстрировал, что он думает о всех этих торжественных церемониях, да и о призах тоже.

Специальный приз к семидесятилетию Каннского фестиваля присудили Николь Кидман, представившей в этом году в Каннах аж четыре свои картины. Она уже уехала из Каннов, поэтому вручал и принимал награду Уилл Смит, который умудрился даже спародировать Кидман.


3 лучших фильма Каннского фестиваля -2017

«Площадь» (Швеция)

Режиссер — Рубен Эстлунд
В ролях: Клаус Бэнг, Элизабет Мосс

В фильме актуального шведского автора Рубена Эстлунда, награжденном «Золотой пальмой», заложено колоссальное количество идей. Хватило бы на десяток других фильмов. От этого некая рыхлость и фрагментарность. Главный герой, куратор галереи современного искусства, работает над масштабным проектом «Площадь», называя его «святилищем доверия и заботы, внутри которого все будут делить равные права и обязанности». Но как быть с доверием в ситуации, когда галерист попытался помочь «ограбленной» женщине и в результате сам был ограблен? Фильмы Эстлунда — хирургически точные исследования слабости Европы перед лицом «нашествия варваров», а сам режиссер несомненно является одним из немногих авторов, снимающих кино о самых болевых точках сегодняшнего дня, используя современные, а не позавчерашние, драматургические и художественные ходы. При этом кино очень эффектное и часто смешное.

«Хорошее время» (США)

Режиссеры — братья Сафди
В ролях: Роберт Паттинсон, Дженнифер Джейсон Ли

Эту свежую и энергичную криминальную драму с несоответствующим действительности названием сняли самые молодые участники конкурса, братья Сафди. Роберт Паттинсон, как пишут американские критики, играет в ней лучшую роль своей жизни — грабителя банков по имени Конни, чей беспечный образ жизни не мешает ему опекать его младшего брата Ника, страдающего от проблем с умственным развитием (его играет один из братьев-режиссеров). Освободив Ника от добровольно-принудительного лечения, Конни отправляется вместе с ним на очередное ограбление (весьма лихо придуманного) — видимо, с профилактической целью. Но что-то, как обычно, идет не так, и вот брата снова надо освобождать, только уже из тюрьмы. Все это весьма головокружительное действо уложено в одни сутки и всего в 100 минут экранного времени — с точки зрения зрителя это и вправду Good Time, хотя о вызывающих всяческое сочувствие героях-лузерах этого, конечно, не скажешь.

«Тебя никогда здесь не было» (Великобритания)

Режиссер — Линн Рэмзи
В ролях: Хоакин Феникс, Екатерина Самсонов

В фильме на глазах обретающей культовый статус британки Линн Рэмзи выдающийся актер Хоакин Феникс вернувшегося из неких «горячих точек» (где дети убивают друг друга из-за шоколадки) экс-солдата, ныне промышляющего в задыхающемся от криминала и коррупции Нью-Йорке заказными убийствами. Орудием расправы у персонажа Феникса, как правило, является молоток — на сцене выбора им инструмента в хозяйственном магазине зал покидают особо нервные зрители. И правильно: орудует им герой часто и со знанием дела. Главным же орудием Рэмзи является великолепный монтаж — картина продолжительностью в 95 минут становится дайджестом главных свершений в криминальном жанре, с отсылками на всех, от Хичкока до Скорсезе, причем без ущерба для человеческого содержания, которым наполняет это высококлассное режиссерское упражнение неподражаемый Феникс.


Flipboard
Сейчас ты
читаешь:
Итоги Каннского кинофестиваля
Интересно?
Поделись с друзьями: