Советские фильмы, которые получили признание за рубежом

Советский кинематограф какое-то время находился в изоляции, однако для настоящего искусства нет никаких преград и границ.

Со временем об отечественном кино заговорили во всём мире, а фильмы некоторых наших постановщиков стали учебными пособиями в специальных образовательных учреждениях, студенты которых осваивали режиссёрское, операторское и актёрское мастерство. Teleprogramma.pro вспомнила несколько советских картин, которые получили наибольшее количество престижных иностранных наград.
1

«Война и мир» (режиссёр Сергей Бондарчук, 1965 год)

Эта знаменитая масштабная экранизация произведения Льва Николаевича Толстого стала первой отечественной лентой в истории, которая была удостоена самой престижной заокеанской кинонаграды – статуэтки «Оскар». Напомним, что Бондарчук и его команда трудились над созданием фильма около шести лет. В массовке принимали участие советские солдаты – целые подразделения приезжали на съёмочную площадку, чтобы помочь режиссёру изобразить военные события тех лет максимально правдоподобно и масштабно. Также в 1969 году фильм «Война и мир» был удостоен премии «Золотой глобус» в номинации «Лучший иностранный фильм». В 1970 году Британская киноакадемия номинировала ленту Бондарчука на получение приза в номинации «Лучшая работа художника».
2

«Летят журавли» (режиссёр Михаил Калатозов, 1957 год)

«Летят журавли» Михаила Калатозова является на данный момент единственным фильмом в истории отечественного кинематографа, который был удостоен «Золотой пальмовой ветви» Каннского международного кинофестиваля. В 1959 году лента получила сразу две номинации на получение приза Британской киноакадемии в категориях «Лучший фильм» и «Лучшая актриса». Кстати, триумф картины в Каннах в 1958 году был подкреплён специальным призом в категории «Особое упоминание». На съёмочной площадке в течение нескольких дней работал в качестве ассистента оператора пока ещё никому не известный 19-летний Клод Лелуш. Он приехал в Москву вместе с туристической группой и попал на съёмки совершенно случайно. Как позже вспоминал знаменитый французский кинематографист, лента «Летят журавли» полностью изменила его отношение к художественному кино (изначально он хотел снимать документальные фильмы). Для показа картины на Каннском кинофестивале её название было переведено на французский язык, как «Когда прилетают аисты». Дело в том, что более точный перевод на французском слэнге означал бы, что «женщины лёгкого поведения занимаются воровством».
3

«Солярис» (режиссёр Андрей Тарковский, 1972 год)

Андрей Арсеньевич снял несколько фильмов, которые становились в разные годы триумфаторами Каннского международного кинофестиваля. Лента «Солярис» стала первой работой режиссёра, которая получила Гран-при в Каннах. Этот приз также получила работа Тарковского «Жертвоприношение». В основу «Соляриса» лёг одноимённый роман польского писателя-фантаста Станислава Лема. Режиссёр добавил в свою работу множество новых философских мыслей. Писатель был очень возмущён тем, как Тарковский обошёлся с его произведением. Лему абсолютно фильм не понравился – он сказал, что постановщик снял не «Солярис», а очередную экранизацию «Преступления и наказания» Достоевского. Эта картина также была удостоена в Каннах приза Международной ассоциации кинокритиков и специальной награды 28-го Международного кинофестиваля в Карловых Варах.
4

«Дерсу Узала» (режиссёр Акира Куросава, 1975 год)

Эта лента советско-японского производства в 1976 году получила «Оскара» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Эта лента стала первой работой знаменитого режиссёра Акиры Куросаву, которую он снимал не в Японии. Кроме того, в карьере постановщика до картины «Дерсу Узала» не было цветных лент. В 1977 году фильм получил итальянскую национальную кинопремию «Давид ди Донателло», а также премию «Серебряная лента» Итальянского национального синдиката киножурналистов. «Дерсу Узала» был отмечен призами ассоциаций испанских и французских кинокритиков.
Данный список можно дополнить такими фильмами, как «Иваново детство» Андрея Тарковского, «Сибириада» Андрея Кончаловского, «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова, «Восхождение» Ларисы Шепитько, «Покаяние» Тенгиза Абуладзе.

Стоит отметить также отечественные картины, вышедшие уже после развала СССР, которые были высоко оценены западными критиками – в их числе «Утомлённые солнцем» и «Урга – территория любви» Никиты Михалкова, «Возвращение» и «Левиафан» Андрея Звягинцева, «Фауст» Александра Сокурова и некоторые другие ленты.

Читайте также