5 советских женщин-режиссёров, чьи фильмы стали классикой отечественного кинематографа

Профессия кинорежиссёра требует от человека, помимо таланта, умения хладнокровно действовать в экстремальной ситуации, силы духа, стрессоустойчивости и решительности.

Всеми вышеперечисленными качествами традиционно должны обладать мужчины, но данный стереотип был не раз разрушен представительницами прекрасного пола, которые добились головокружительных высот во всевозможных «сугубо мужских» профессиях. Teleprogramma.pro вспомнила 5 советских женщин-режиссёров, чьи работы совершенно заслуженно признаны достоянием отечественного кинематографа.

Татьяна Лиознова

Татьяна Лиознова, пожалуй, самая успешная женщина-режиссёр, которая жила и творила в Советском Союзе. Её учителем был Сергей Герасимов. Лиознова — очень разноплановый постановщик. В её фильмографии есть трогательные картины о любви («Три тополя на Плющихе»), музыкальные комедии («Карнавал») и даже экпериментальное кино («Мы, нижеподписавшиеся»). Вершиной творчества режиссёра стал многосерийный фильм «Семнадцать мгновений весны». За эту работу Лиознова была удостоена Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых и Ордена Октябрьской Революции. Татьяна Михайловна была женщиной очень сильной честной и безкомпромиссной — небольшое количество снятых фильмов она объясняла тем, что огромное количество времени у неё уходило на то, чтобы отыскать подходящий материал, от которого «заколотилось бы сердце». Лиознова никогда не любила скучные и банальные истории.

Кира Муратова

Кира Георгиевна человек непубличный и немногословный. По признанию режиссёра, известность ей мешает. Свою первую картину Муратова сняла в 1961 году. Большинство её ранних работ были в СССР запрещены. После того, как комиссия не разрешила демонстрацию в советских кинотеатрах картины «Долгие проводы», Кира Георгиевна ушла в творческий отпуск, который затянулся на 7 лет. Специалисты отмечают, что Муратова является абсолютно уникальным режиссёром, так как её фильмы можно узнать буквально с первых кадров. Несколько лет назад она решила, что кино снимать больше не будет. По словам Киры Муратовой, она не может больше всецело предаваться работе из-за проблем со здоровьем.

Лариса Шепитько

Фильмы Шепитько — настоящие сокровища мирового кинематографа. Многие актёры, которые снимались в её картинах, отмечали силу её характера. Юрий Визбор говорил, что взгляд Ларисы Ефимовны был похож на солнечный луч — обладал таким же ясным и несомненным давлением. Юрий Иосифович в одном из интервью отметил, что Шепитько ничего не боялась и буквально дралась за любую мелочь, необходимую для картины. Она требовала от всех своих коллег во время съёмок полной отдачи. Лариса Ефимовна ушла из жизни трагически — во время съёмок картины «Матёра» автомобиль, в котором ехала режиссёр столкнулся с грузовиком. Работу над фильмом закончил её супруг Элем Климов.

Алла Сурикова

Авторами развлекательного кино в Советском Союзе всегда были мужчины. Алла Сурикова стала единственной женщиной-режиссёром, которой удалось попасть в число отечественных кинематографистов, снимающих весёлые и динамичные комедии. Специалисты отмечают, что в 90-х годах с Суриковой что-то произошло — фильмы, которые она снимает в течение последних 20 лет не идут ни в какое сравнение с ранними картинами. Тем не менее, её ленты «Человек с бульвара Капуцинов», «Ищите женщину» и некоторые другие признаны шедеврами советского кинематографа.

Светлана Дружинина

Дружинина начинала свою карьеру в кино как актриса. Позже она стала делать первые шаги в режиссуре. Критики отмечали, что большинство её картин — это примеры вполне добротного, лёгкого кино. С 1987 по 1992 год в отечественный прокат вышла трилогия Дружининой о приключениях гардемаринов. Фильмы этой серии стали настоящими хитами. В настоящее время Светлана Сергеевна вынашивает идею о съёмках продолжения «Гардемаринов».

Разумеется, данный список не полный. Его можно дополнить именами таких выдающихся женщин-режиссёров, как Вера Строева, Надежда Кошеверова, Искра Бабич и других.

Читайте также