Советские фильмы, которые были сняты совместно с иностранными кинематографистами

В СССР снималось некоторое количество фильмов с привлечением иностранных специалистов. Совместные съёмки, по замыслу советских кинематографистов, были попыткой презентовать СССР за рубежом. Teleprogramma.pro вспомнила некоторые фильмы, которые были сняты при участии иностранцев.

«Нормандия-Неман» (СССР, Франция, режиссёр Жан Древиль, 1960 год)

Эта лента посвящена истории знаменитого французского авиаполка, воевавшего на советско-германском фронте. Сценарий фильма написала Эльза Триоле ещё в 1947 году. Доработка сценария заняла несколько лет. По замыслу Триоле большая часть съёмок должна была проходить на территории СССР. Советские кинематографисты решили сделать это самостоятельно и впоследствии отослать плёнку во Францию. Кроме того, советская сторона попросила включить в список сценаристов Константина Симонова, опасаясь западной пропаганды. Половину расходов на производство фильма взял на себя «Мосфильм», в результате было потрачено немного меньше денег, чем планировалось изначально. После премьеры картину «Нормандия-Неман» показали на Каннском кинофестивале. Лента имела большой успех в СССР, Франции и Бельгии. Данная работа поспособствовала восстановлению дружеских отношений между странами, которые испортились во время холодной войны. Кстати, фильм презентовали во Франции за три недели до официального визита в страну Никиты Хрущёва.

«Красная палатка» (СССР, Италия, режиссёр Михаил Калатозов, 1969 год)

В основу сюжета фильма «Красная палатка» легла история экспедиции итальянского полярника Умберто Нобиле. Продюсера этого проекта привлекла российская природа. Бюджет фильма составил 10 млн долларов. За эти деньги советское правительство предоставило кинематографистам ледоколы, самолёты и вертолёты на весь съёмочный период. Вышло две версии «Красной палатки» - проката в Советском Союзе и на Западе. Западный вариант был озвучен и смонтирован по голливудским стандартам. В результате редакторских правок получилось два почти разных фильма. Режиссёр Михаил Калатозов добавил в сценарий любовную линию, чтобы оживить сюжет, однако некоторые западные издания после премьеры фильма написали, что постановщик смог превратить захватывающую историю в скучнейшее зрелище.

«Дерсу Узала» (СССР, Япония, режиссёр Акира Куросава, 1975 год)

Великолепный советско-японский кинопроект «Дерсу Узала» (стоит отметить, что их было несколько) получил «Оскара». Действие фильма разворачивается на территории, которая считалась руководством Поднебесной исконно китайскими. Кроме того, этот фильм был снят совместно с японцами – давними врагами китайцев. Таким образом, выход этой ленты Куросавы на некоторое время осложнил дипломатические отношения между СССР и Китаем. В основу сюжета фильма лёг одноимённый роман путешественника, учёного и писателя Владимира Арсеньева. Картина рассказывает историю его дружбы с таёжным охотником Дерсу Узала, с которым Арсеньев познакомился во время путешествия по Уссурийскому краю. Эта легендарная картина стала первой работой в фильмографии Акиры Куросавы не на японском языке.

«Держись за облака» (СССР, Венгрия, режиссёры Петер Сас, Борис Григорьев, 1971 год)

Советских и венгерских кинематографистов связывало множество совместных кинопроектов, однако лента «Держись за облака» вошла в историю из-за одного курьёза. Венгерский режиссёр Сас задумал снять сказочную историю без расчёта на успех в прокате. В Советском Союзе построили все декорации для съёмок. Почти 70 процентов материала было отснято на территории нашей страны. Однако в финале, когда начали подсчитывать деньги, потраченные на производство этого фильма, оказалось, что СССР должен Венгрии миллион рублей из-за разницы в ценах. Вообще взаиморасчёты без использования валюты были запрещены, но в данном случае было принято решение отдать «долг» дефицитной многослойной фанерой.

К числу фильмов, которые были сняты совместно с иностранными кинематографистами можно отнести такие картины, как «Синяя птица», «Подсолнух», «Пётр Великий», «Мария, Мирабела» и другие.

Читайте также