Любовь к восходящему солнцу: лучшие западные фильмы о Японии

Многим нашим соотечественникам симпатичен Таиланд, немало фанатов у Вьетнама и Сингапура, имеются преданные поклонники у шанхайских небоскребов и индонезийских пляжей. Однако все те, кому довелось побывать в Японии, признают - ни одно из государств-соседей не сравнится со Страной восходящего солнца

Многим нашим соотечественникам симпатичен Таиланд, немало фанатов у Вьетнама и Сингапура, имеются преданные поклонники у шанхайских небоскребов и индонезийских пляжей. Однако все те, кому довелось побывать в Японии, признают - ни одно из государств-соседей не сравнится со Страной восходящего солнца. Здесь все немножко лучше, качественнее, колоритнее, ярче, своеобразнее. Вояж на родину кимоно и саке навсегда останется в памяти даже самого матерого путешественника. Наверное, поэтому западные кинематографисты так любят снимать фильмы о Японии. Вспомним самые яркие из них.

«Живешь только дважды» (1967)

В пятой части Бондианы агент 007 отправляется в Японию, чтобы выяснить, кто и как заставил исчезнуть стратегически важный космический корабль. Бонд чувствует, что виноват в пропаже не Советский Союз, а его старый знакомый Эрнст Ставро Блофельд, глава террористической организации СПЕКТР. И оказывается прав: Блофельд управляет преступным процессом с одного из японских островов.
Привычные для Бондианы погони, перестрелки и любовные интрижки снабжены в этой картине неповторимым восточным колоритом. Даже Шон Коннери вынужден был видоизмениться и ненадолго превратиться в грозного самурая. С учетом традиционно невысокого роста японцев почти двухметровый Шон в образе восточного воина выглядел весьма комично.

«Черный дождь» (1989)

Фильмы о крутых американских полицейских всегда были любимы публикой, вот и «Черный дождь» повествовал как раз о таком герое. Ник Конклин (Майкл Дуглас) - классический заокеанский коп, которому сам черт не брат, где бы он ни находился и кого бы ни преследовал. Захватив в Нью-Йорке опасного японского гангстера, он вынужден вместе с напарником везти его в Осаку, чтобы сдать местной полиции. Гангстеру удается бежать, и Нику приходится теперь вести охоту за ним в сложных и малознакомых для него условиях.
Насколько тяжелым для героя Дугласа стало расследование в Японии, настолько сложным стал для режиссера Ридли Скотта процесс съемок в этой стране. Скотт постоянно возмущался местными бюрократами, правилами, традициями, сильно тормозившими работу. Ридли даже поклялся никогда больше фильмов в Японии не снимать. Картина, тем не менее, собрала $134 миллиона и получила две номинации на «Оскар».

«Страх и трепет» (2003)

Героине этого фильма тоже пришлось в Японии несладко, и она, подобно Ридли Скотту, этой страной осталась недовольна. И это еще мягко сказано. Что ж, нельзя нравится всем. Особенно тем, кто знает тебя изнутри. А бельгийская писательница Амели Нотомб с Японией знакома не понаслышке. Будучи ребенком, она жила в Токио с родителями-дипломатами, а затем, воодушевленная детскими воспоминаниями, решила поработать в любимом и, как ей казалось, понятном ей городе. Однако проживать в дипломатической семье - это одно, а превратиться в настоящую японку - другое. В крупной корпорации, в которую устроилась Амели, ее блестящие знания и престижные дипломы оказались не нужны. Девушку унижали, оскорбляли и даже заставляли мыть туалеты. Обо всем этом Нотомб написала в книге «Страх и трепет», которую экранизировали спустя четыре года после публикации. Главную героиню сыграла француженка Сильви Тестю.

«Трудности перевода» (2003)

Вскоре после «Страха и трепета» вышла картина, которая заставила взглянуть на Японию по-другому, глазами двух американцев, довольно случайно оказавшихся в Токио и нашедших там друг друга. Режиссер и сценарист София Коппола настаивала: не надо лезть японцам в душу, пытаться их понять и стать такими, как они. Американцы и европейцы здесь лишь туристы, ими и надо оставаться, наслаждаясь странной полусказочной атмосферой этой страны. Если сможете побороть сонливость, растерянность и непонимание, судьба обязательно улыбнется вам в лице стареющей, но все еще обаятельной кинозвезды (Билл Мюррей) или юной блондинки с красивыми губами и умным взглядом (Скарлетт Йоханссон). Благодаря этой волшебной ленте Токио отобрал (по крайней мере на какое-то время) у Парижа звание самого романтичного города на Земле.

«Последний самурай» (2003)

А вот еще одно признание в любви к Японии, вышедшее сразу вслед за «Трудностями перевода». В этой историческая драме Том Круз исполнил роль американского военного, который в 19 веке прибывает в Страну восходящего солнца, чтобы помочь местному прогрессивному правительству расправиться с бунтующими ортодоксами-самураями. Его задача - убивать мятежников, но, попав к самураям в плен, персонаж Круза осознает величие и благородство этих людей. Поэтому свои боевые навыки офицер решает использовать во благо новых друзей.
В этой картине сложно найти откровенно слабые места - работа получилась добротной, масштабной и трогательной одновременно. Единственное «но» - до Японии съемочная группа так и не доехала. Весь материал был отснят в Новой Зеландии.

Читайте также