«Время первых»: Невысокий блондин в космических ботинках

На съемках фильма «Время первых» Евгений Миронов и Константин Хабенский готовятся к выходу в открытый космос

На съемках фильма «Время первых» Евгений Миронов и Константин Хабенский готовятся к выходу в открытый космос.

В эпоху летающих сноубордов и говорящих биороботов все сложнее осознавать, каким великим прорывом был первый полет в космос Юрия Гагарина. И первый выход в открытый космос Алексея Леонова. Тогда корабли только-только начинали бороздить космические просторы, давая мощный импульс развитию науки в частности и всего Советского Союза в целом...

В 1961 году Юрий Гагарин впервые в истории вышел в космическое пространство. А вот первым в открытом космосе стал Алексей Леонов, который провел целых 12 минут и 9 секунд за бортом корабля «Восход-2» и чуть было не погиб из-за незапланированного вздутия скафандра «Беркут». В этом году отмечается 50-летие великого события. О том, как это произошло, режиссер Юрий Быков и снимает картину «Время первых» - наш ответ «Гравитации» и «Интерстеллару». Журнал «Телепрограмма» побывал на съемках нового отечественного блокбастера.

Четыре сантиметра над Гагариным

...Алексей Леонов мог оказаться на месте Гагарина, но был на четыре сантиметра выше максимально допустимого роста для членов экипажа кораблей «Восток» и «Восход-1» (166 сантиметров). Поэтому полетел через четыре года  на «Восходе-2».

В одном из ангаров на заводе ЗИЛ воссоздали макет того самого «Восхода», причем в реальную величину. Внутри павильона - не складское помещение, а настоящее НПП - научно-производственное предприятие. На стенах висят чертежи, за столами сидят сотрудники в беретах и синих рабочих костюмах.

- Вы сделали только первые шаги! - грозно сообщает конструктор Сергей Королев (его играет Владимир Ильин). - Впереди - тяжелый путь, год напряженной работы. Главная задача - выйти в открытый космос и вернуться!

Пока подполковник Павел Беляев (актер Константин Хабенский) внимательно слушает, майор Алексей Леонов (Евгений Миронов) украдкой взбегает на лестницу, которая ведет к «Восходу-2». В жизни так и было: Беляев, прошедший войну, был меланхоличным прагматиком, а вот Леонов - хулиганистым холериком. Психологически они идеально дополняли друг друга.

- Да что за пять минут сделаешь, Сергей Палыч? - с обидой спрашивает Леонов.
- Ты горячий чай какими глотками пьешь? - обрывает его Королев. - Мы не знаем, может ли человек вообще находиться в условиях открытого космоса. Если нет, тогда никаких орбитальных станций. Никаких полетов на Марс. Задание сопряжено с риском гибели, так что, если хотите отказаться, я слушаю.

Все это время напротив лица Владимира Ильина висит огромный «железный крокодил» - кран, на котором подвешена 3D-камера. Она фиксирует каждое движение актера, каждый поворот головы.

Для создания масштабного космического эпоса в проект пригласили опытного голливудского стереографа Джоша Фриттса («Сталинград», «Новый Человек-паук», «Планета обезьян»). Именно он управляется с «железным крокодилом».

- Эту машину мы зовем 3D-Рик, - рассказывает специалист, демонстрируя огромную висящую на кране «голову», - внутри нее перпендикулярно друг другу стоят два объектива, это и есть 3D-камера. - Она в точности повторяет физическое восприятие окружающего пространства. Две камеры - будто правый и левый глаз. Моя задача - настраивать фокус этих двух «глаз» так, чтобы картинка получалась объемной, находить пересечение осей. Я могу переносить этот фокус с одного объекта на другой. Рик - неуправляемый зверь, он настолько тяжелый, что не раз уже ломал кран.

На несколько внешних спецэффектов решился и Евгений Миронов - специально для фильма его перекрасили в светло-рыжий цвет. Почти блондинистый. Ведь Леонов с легкой руки Гагарина получил прозвище Блондин. Первый в космосе к коллеге обращался так: «Привет, Блондин!», «Удачи, Блондин!»

- У нас в сценарии есть острые драматические моменты, которые мы вынуждены еще сильнее обострять, - поясняет Евгений Миронов, который выступает сопродюсером проекта. - Таков закон кино, иначе зрителю будет неинтересно. Вторая половина картины больше напоминает фильм-катастрофу. Полет, выход в открытый космос, раздутый костюм... Я заболел этой историей, увидев документальный фильм «Прыжок в космос» о Леонове. Смотрел, не закрывая рта, и все не мог понять: почему Голливуд до сих пор не взялся за такой материал? Потом был звонок самому космонавту, ну а потом - Тимуру Бекмамбетову.

Как известно, Леонов вышел из шлюза в открытый космос и давление в скафандре резко подскочило, костюм надулся и стал жестким, как волейбольный мяч.

- Уже на восьмой минуте я почувствовал, что фаланги пальцев рук вышли из перчаток, а ступни ног свободно болтались в сапогах, началась деформация скафандра, - вспоминает космонавт.

Чтобы вернуться в шлюзовую камеру, космонавт снизил давление в скафандре. И если бы в тот момент из его крови полностью не вымылся азот, она бы мгновенно забурлила и космонавт погиб бы от кессонной болезни. По словам Леонова, его пульс участился до 190 ударов в минуту. Кроме того, у него случился тепловой удар. И, войдя в шлюз, он открыл шлем, чтобы вытереть пот со лба, раньше, чем задраил за собой люк. Чтобы достоверно показать ситуацию, приходится трудиться и актерам.

- Мы с Костей занимаемся с персональным тренером, - уверяет Миронов. - Ничего не накачиваем. Речь идет о физической выносливости, это - особый вид нагрузки. К примеру, мы снимали сцену, где Леонов догоняет машину с Королевым. И вот я весь день бегал за этим авто. Если бы не тренировался - не осилил бы. А еще мы два дня снимали невесомость. На тросах провисел всю 12-часовую смену. В скафандре. И не горизонтально, а вертикально. Для этого спина должна быть очень сильной. Когда Леонов говорил о том, что он за один полет потерял шесть литров пота, я думал, что заливает. Но снявшись один день в скафандре, понял - так и было. Каждые три часа приходилось сушить одежду.

Художественная неправда и шлюз под кроватью

Юрий Быков детально прорабатывает каждую сцену и реплику, особенное внимание уделяя интонациям.

- Он говорит им это, как волшебник, - обращается режиссер к Ильину. - Как проводник в другой мир. Он сообщает им, что они увидят то, что и представить себе не могут.

Речь идет об эпизоде, когда конструктор показывает космонавтам макет «Восхода-2».

- Здесь надо будет взять руки Королева крупно, - поворачивается Быков к оператору. - Чтобы он водил пальцами по чертежу шлюза на планшете.

Миронов и Хабенский участвуют в сцене опосредованно - стоят за кадром, пока Ильин говорит с камерой-крокодилом.

- Хоть я и режиссер авторского кино и опыта съемки высокобюджетных блокбастеров у меня нет, все же взялся за «Время первых», - констатирует Быков. - Для меня это своего рода переквалификация. Так что остросоциальных провокаций, как в предыдущих моих работах («Жить», «Майор», «Дурак». - Ред.), не ждите. Это история о легендах. Мы не имеем права ломать памятники.

Авторы картины хотят создать блокбастер не хуже голливудского. Иначе в наше время широкую публику не привлечь.

- Хороших фильмов о космосе не так много, - уверен Евгений Миронов. - Кубрик с его «Космической Одиссеей» - номер один. Конечно, мы все видели «Гравитацию» и стараемся почерпнуть что-то интересное оттуда, но надеемся, что и американцам будет чему поучиться у нас. Алексей Архипович Леонов посмотрел «Гравитацию» вместе с дочкой и сказал ей: «Что за ерунда? Сколько неправды! Так не бывает». А дочь ему говорит: «Ты знаешь, сколько миллионов человек посмотрели этот фильм и влюбились в космос?» И тут космонавт замолчал.

- Кроме сценария, мы используем в работе стенограмму переговоров Леонова с Беляевым во время полета, - делится Быков. - Определенная часть сцен воссоздана очень точно. Это правда, но - художественная. Ведь если мы станем излагать историю покадрово и детально - будет калейдоскоп не связанных друг с другом сцен. И - никакой драматургии. Помните, как у Даниила Храбровицкого в советском фильме о космосе «Укрощение огня»? Это - не летопись и не протокол, но мысли, чувства и поступки героев.

- Очень жду съемок полета! - потирает руки Евгений. - Важно соблюсти все пропорции! Представьте: в небольшом корабле умещались сразу несколько человек. И это в условиях невесомости... Удивительная история, но Леонов был десятым ребенком в семье. И спал под кроватью - там было его место, как он рассказывает. И вот это крохотное пространство под кроватью чем-то напоминает узкий шлюзовой отсек, через который он выходил в космос...

Картина, которую снимает компания Bazelevs, выходит на большие экраны в октябре 2016 года.

Фото: кинокомпания Bazelevs.

Читайте также