День города Москвы: 5 лучших советских фильмов о столице

В субботу, 10 сентября, в российской столице начнутся праздничные мероприятия, посвящённые 869-летию великого города. Teleprogramma.pro предлагает вспомнить 5 великолепных советских кинокартин о Москве

В субботу, 10 сентября, в российской столице начнутся праздничные мероприятия, посвящённые 869-летию великого города. Teleprogramma.pro предлагает вспомнить 5 великолепных советских кинокартин о Москве.

«Три тополя на Плющихе» (режиссёр Татьяна Лиознова, 1968 год)

Эта легендарная картина с Олегом Ефремовым и Татьяной Дорониной в главных ролях была снята по рассказу Александра Борщаговского «Три тополя на Шаболовке». Изначально картина и должна была называться, как рассказ. Но в то время улица Шаболовка уже ассоциировалась у советских граждан с телевидением (которое к фильму не имело никакого отношения), поэтому было принято решение поменять место действия картины и, соответственно, её название. Автомобиль «Волга», на котором ездят главные герои фильма являлся собственностью «Мосфильма». Эту машину можно увидеть также в таких картинах, как «Берегись автомобиля», «Бриллиантовая рука» и нескольких других. Сейчас  этот легендарный автомобиль является экспонатом музея столичной киностудии. Музыку к ленте написала композитор Пахмутова. Александра Николаевна долго отказывалась от предложения Лиозновой, однако, в конечном итоге согласилась. По её словам она взялась за эту работу  только из-за крупного плана Ефремова.

«Я шагаю по Москве» (режиссёр Георгий Данелия, 1963 год)

Съёмки этой блестящей лирической комедии проходили летом и осенью 1963 года. Картина «Я шагаю по Москве» - это исторический документ, в котором запечатлена столица, какой она была в 60-е. С тех пор очень многие объекты городской среды (парки, здания, вестибюли станций метро) изменились до неузнаваемости. Когда фильм был готов, худсовет раскритиковал его за бесконфликтность – как-то слишком хорошо и позитивно было в этой картине. Тогда режиссёр Георгий Данелия и сценарист Геннадий Шпаликов решили ввести дополнительного персонажа – вечно недовольного полотёра, роль которого исполнил Владимир Басов. Во время съёмок, кинематографисты встретили немало трудностей. Так, например, были проблемы со съёмками Москвы с высоты птичьего полёта. Разумеется, что в то время никаких квадрокоптеров не было, поэтому Данелия лично договаривался с городскими хозяйственниками, чтобы получить доступ на крыши высотных зданий. Кроме того, съёмки в метро проходили исключительно ночью, по специальному разрешению руководства столичной подземки.

«Девушка без адреса» (режиссёр Эльдар Рязанов, 1957 год)

Вторая картина Рязанова имела у советских зрителей не меньший успех, чем его дебютная работа «Карнавальная ночь». На главную роль в картине была утверждена Людмила Гурченко, однако её отстранили от съёмок и Рязанову порекомендовали присмотреться к Светлане Карпинской, которая собиралась поступать на журфак. Эльдар Александрович взял её в картину даже без проб – Карпинская подтвердила правильность выбора режиссёра. Она блестяще справилась со всеми поставленными задачами. Кроме того, Светлана Карпинская сама исполнила все песни, которые звучат в ленте. После ошеломительного успеха «Девушки без адреса» Светлана Алексеевна решила связать свою жизнь с актёрской профессией.

«Москва слезам не верит» (режиссёр Владимир Меньшов, 1979 год)

Оскароносная мелодрама Владимира Меньшова является одной из самых известных советских картин, которые были сняты в брежневские времена. Сценарий фильма был написан Валентином Черных специально для конкурса на лучшую киноленту о Москве. Изначально Меньшов не хотел браться за съёмки фильма по этому сценарию, но блестящий ход, когда главная героиня засыпает человеком с практически сломанной судьбой, а просыпается успешной женщиной, изменил его отношение к этой истории. На главную роль в картине претендовали такие актрисы, как Ирина Купченко, Маргарита Терехова, Валентина Теличкина и Наталья Сайко. Роль Гоши долгое время оставалась вакантной, так как никто из актёров, которые проходили пробы, Меньшова не устроил. Владимир Валентинович уже собрался сыграть этого персонажа сам, однако случайно увидел  по телевизору картину «Дорогой мой человек» и пригласил на эту роль Алексея Баталова. После выхода фильма на широкий экран его посмотрели 85 млн зрителей. По словам Меньшова, Рональд Рейган, перед тем, как встретиться с Михаилом Горбачёвым в 1985 году ,посмотрел ленту «Москва слезам не верит» около десятка раз.

«Покровские ворота» (режиссёр Михаил Козаков, 1982 год)

В основу сюжета этой картины легла пьеса Леонида Зорина. Судьба «Покровских ворот» висела на волоске. Дело в том, что Михаил Козаков никак не хотел принимать приглашение на роль Дзержинского в фильме «Государственная граница», и руководство Госкино пригрозило ему тем, что не разрешит съёмки «Покровских ворот». Кроме того, актриса Елена Коренева, которая исполнила в картине одну из ролей, сразу после окончания работы в проекте уехала жить за границу. Этот «антисоветский» поступок бросил тень на ленту, однако всё обошлось – фильм очень понравился одному из руководителей партии, поэтому он не был отправлен на полку. В картине есть один эпизод, в котором снялись простые москвичи – их даже не предупредили, что они попадут на плёнку. Речь идёт о сцене свидания Кости и Риты. Во времена Горбачёва фильм хотели запретить из-за пристрастия одного из центральных персонажей (Велюрова) к алкоголю. Несмотря на все проблемы, зрители всё же увидели «Покровские ворота», и впоследствии множество фраз из фильма «ушли в народ».

Читайте также