КИНО

5 лучших фильмов Международного кинофестиваля в Локарно

5 лучших фильмов Международного кинофестиваля в Локарно
Престижный фестиваль в Швейцарии предложил в этом году насладиться фильмами об энергичных дамах, в любом возрасте готовых отстаивать свою независимость

Престижный фестиваль в Швейцарии предложил в этом году насладиться фильмами об энергичных дамах, в любом возрасте готовых отстаивать свою независимость.

Знаменитый смотр, проходящий в итальянской Швейцарии, сталкивает кино эстетское и зрительское. Для последнего резервируется главная городская площадь, Пьяцца-Гранде, которая вмещает 8 тысяч зрителей и на время фестиваля превращается в самый большой кинозал под открытым небом.

«Девушка без комплексов», США

45-1908-devushk_1
Веселая Эми (Эми Шумер, в центре) — девушка без комплексов из одноименного фильма. Фото: кадр из фильма

 

Режиссер: Джадд Апатоу.

Автор «40-летнего девственника» на глазах превращается в Вуди Аллена хипстерского поколения. Он снимает о любви, о современных ее мутациях в большом городе, его персонажи — не киношные тени, а живые люди из плоти и крови. Фильм построен вокруг реального человека — работницы разговорного жанра Эми Шумер, которую Апатоу увидел в каком-то захудалом тамошнем «Комеди клабе» и предложил написать сценарий. Что эта весьма вульгарная, но совсем не бездарная девица и сделала, рассказав, по сути, о своей жизни.

Оригинальное название фильма — Trainwreck («Катастрофа»), и речь здесь идет, разумеется, о любви, воспринимаемой современным городским жителем именно таким образом — в качестве катастрофы.

«Небо дрожит, Земля в ужасе, и два глаза не братья друг другу», Великобритания

45-1908-nebo-1
Вот во что может превратиться человек, решивший съездить в Марокко. Фото: кадр из фильма

Режиссер: Бен Риверс.

Пожалуй, самая радикальная работа, представленная в этом году в Локарно, — фильм, снятый на пленку, который при этом ближе к видеоарту, снятому для прогрессивных музеев, а отнюдь не к кино. В фильме известного британского постановщика Риверса, снятом по канве рассказа Пола Боулса, реального молодого испанского режиссера Оливье Лакса, снимающего в Марокко свой фильм Las mimosas, берут в плен неприветливого вида немолодые и беззубые мужчины. Нарядив его в платье из консервных банок, они заставляют его танцевать для собственного увеселения. А потом продают другому любителю танцев. Короче, не ходите, дети, в Африку гулять.

«Зимняя песня», Франция — Грузия

45-1908-zimnyaya-1
Иоселиани намекает на бессмысленность любых революций. Даже французских. Фото: кадр из фильма

Режиссер: Отар Иоселиани.

Еще одна меланхоличная коллекция сценок от много лет живущего во Франции грузинского классика на темы извечного хаоса жизни, круговорота вещей и людей, старости, дружбы, последних, хотя все никак не заканчивающихся дней аристократии и т. д. К привычному ассортименту добавилась идея бессмысленности всяких войн и революций, меняющих шило на мыло и нужных только для увеселения толпы. В отличие от многих авторов своего поколения, Иоселиани сохранил и мудрость, и юмор, и режиссерские навыки. Хотя навыков в «Зимней песне», пожалуй, больше всего остального.

«Развлечение», США

45-1908-razvlech-1
Стендап-комик Нил Гамбургер старается рассмешить публику любым способом. Фото: кадр из фильма

Режиссер: Рик Алверсон.

В центре фильма с издевательским названием «Развлечение» фигура эстрадного комика, который колесит по самым отстойным клубам деревенской Америки, не брезгуя даже и тюрьмами. Его сценическая персона, Нил Гамбургер — вероятно, самый отвратный стендап-комик всех времен, его комическая «рутина» заключается в провоцировании публики на агрессию. В бескомпромиссного комика летят ругательства и стаканы, а он отвечает зрителям той же ненавистью, прилюдно унижая и оскорбляя их.

Фильмы «крутого артхауса» часто весьма пренебрежительно относятся к аудитории. Но кажется, еще никогда кино не говорило в лицо зрителю все, что его авторы о нем думают. Ведь зрителя принято любить и ублажать. Или по крайней мере с привычной фальшью распространяться об этом.

«Рики и Флэш», США

45-1908-riki-1
Мерил Стрип играет, поет и нацеливается на очередной «Оскар». Фото: кадр из фильма

Режиссер: Джонатан Демми.

Демми известен широкой публике прежде всего по «Молчанию ягнят» — эталонному «триллеру о маньяке», который стоит особняком в его фильмографии. «Настоящий» Демми — это комедии «Замужем за мафией» и «Дикая штучка», в которых он ухватил эклектичный дух 80-х, и многочисленные «рокьюментари» (о Ниле Янге, Брюсе Спрингстине и т. д.), в которых воплотил анархистский дух рок-н-ролла. «Рики и Флэш» соединяет его старомодные рок-интересы и любимый с 80-х жанр семейной «драмедии». Здесь тоже есть свадьба, на которую приезжает пожилая рокерша Рики. Есть песни Спрингстина и многих других кумиров Демми в исполнении сыгравшей Рики Мерил Стрип. Есть полузабытое ныне умение работать с актерами и совсем уж раритетный гуманизм.

Кто-то может назвать этот фильм уступкой мейнстриму, кто-то — возвращением в отличную режиссерскую форму. Будет весьма удивительно, если Мерил Стрип за эту роль не номинируют вновь на «Оскар».

Подготовили Оксана ФОМИНА, Сергей ЕФИМОВ, Стас ТЫРКИН

Кстати

Фестиваль в Локарно в этом году проходил в 68-й раз. С 5 по 15 августа 2015 года в Швейцарии показали множество картин, 18 из которых претендовали на главный приз. В их число вошла и лента из России — «Брат Деян» Бакура Бакурадзе, которая, к сожалению, наград не получила.


5 лучших фильмов Международного кинофестиваля в Локарно