5 самых жутких советских мультфильмов

Советские мультипликаторы снимали великолепные картины. Среди настоящих хитов встречались время от времени довольно странные произведения, которые никак не подходят под определение «детские». Teleprogramma.pro вспомнила  5 страшных мультфильмов советского производства, которые пугали нас в детстве

Советские мультипликаторы снимали великолепные картины. Среди настоящих хитов встречались время от времени довольно странные произведения, которые никак не подходят под определение «детские». Teleprogramma.pro вспомнила  5 страшных мультфильмов советского производства, которые пугали нас в детстве.

«Контакт»  (1978 год, режиссёр Владимир Тарасов)

<iframe width="500" height="375" src="https://www.youtube.com/embed/citTQLOWiVo?feature=oembed" frameborder="0" allowfullscreen></iframe>

Это, пожалуй, самый безобидный мультфильм в нашей подборке, но в детстве от него всё равно по спине пробегал холодок. Лента рассказывает о неожиданной встрече художника и инопланетянина. Все события этого мультика объединяет в одну историю мелодия композитора Нино Рота из фильма «Крёстный отец». Сюжет мультфильма сам по себе очень трогательный и добрый – инопланетянин изучает мир, в котором оказался, а художник, поначалу сильно испугавшись, помогает ему почувствовать и понять красоту природы нашей планеты. Инопланетное существо может менять своё обличье, превращаясь в любой предмет или животное. Именно эти метаморфозы очень сильно пугают – художники-аниматоры изобразили процесс мимикрии довольно жутковато. Отметим, что мультфильм «Контакт» в год своего выхода был удостоен премий двух международных кинофестивалей, которые проходили во Франции и Италии.

«Халиф-аист» (1981 год, режиссёр Валерий Угаров)

<iframe width="500" height="375" src="https://www.youtube.com/embed/I3vn7JodhA0?feature=oembed" frameborder="0" allowfullscreen></iframe>

Эта мультипликационная экранизация сказки Вильгельма Гауфа пугает по-настоящему. В основе сюжета мультфильма история молодого халифа, который получает от колдуна волшебный порошок, при помощи которого можно принимать облик любого живого существа. Всё бы ничего, но есть одно условие – после превращения ни в коем случае нельзя смеяться, иначе волшебное слово «Мутабор», которое позволяет снова стать человеком, вылетает из головы навсегда. С самых первых кадров создатели мультфильма «Халиф-аист» погружают зрителей в гнетущую и тревожную атмосферу. Превращения Халифа в рыбу, паука и аиста, а также зловещий облик колдуна и безысходность ситуации, в которую попадает главный герой – всё это действительно очень страшно. Стоит отметить, что Халиф, превратившись в паука, дразнит своего визиря и смеётся, однако волшебного слова не забывает. Это происходит позже, когда центральный персонаж находится в обличье аиста. Герои мультфильма «Халиф-аист» говорят голосами Иннокентия Смоктуновского, Василия Ливанова, Натальи Селезнёвой, Инны Чуриковой, Гарри Бардина, Юрия Яковлева и других знаменитых советских артистов.

«Келе» (1988 год, режиссёры Пеэп Педмансон, Михаил Алдашин)

<iframe width="500" height="375" src="https://www.youtube.com/embed/bEaz1-J_3RM?feature=oembed" frameborder="0" allowfullscreen></iframe>

Данный мультфильм был снят по мотивам чукотской народной сказки. В основе сюжета ленты «Келе» приключения двух девочек, которые отправились за грибами и ягодами и попали в плен к чудовищу-людоеду. Сам мультфильм выполнен в традициях национального чукотского изобразительного искусства – все персонажи этой сказки выглядят так, как будто их нарисовали дети. У чукчей письменности раньше не было – эта сказка была зафиксирована в виде своеобразного «комикса» на клыке моржа. Создатели этой анимационной ленты оживили эту графическую историю. Вообще чукотский фольклор слишком «кровожаден» для нашего сознания – людоед, после того как ловит девочек, подвешивает их за волосы на дереве. После неудачной погони за сбежавшими пленницами чудовище самостоятельно штопает свою шкуру (монстр предварительно выпивает столько воды, что его разрывает на части) и так далее. Кроме того, авторы мультфильма используют в своей работе чукотскую народную музыку, которая нагоняет страх и мрачное настроение.

«Чёрная курица» (1975 год, режиссёр Юрий Трофимов)

<iframe width="500" height="375" src="https://www.youtube.com/embed/F85OCe0gmiE?feature=oembed" frameborder="0" allowfullscreen></iframe>

Печальная экранизация повести Антония Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители» рассказывает историю мальчика по имени Алёша, который попадает в жуткий подземный мир. Туда его приводит обычная курица, которой он спас жизнь. Птица оказалась жительницей подземного царства. Алёша даёт своей любимой Чернушке обещание никому не рассказывать о том, что он увидел. Никакого хэппи-энда у этого мультфильма нет – Алёша не смог сдержать своего слова. Создатели мультфильма постарались максимально передать мрачное, щемящее настроение повести. Немалую роль в достижении этого эффекта сыграло музыкальное сопровождение картины – в анимационной ленте «Чёрная курица» была использована тревожная и совсем недетская музыка композитора Алексея Рыбникова.

«Будет ласковый дождь» (1984 год, режиссёр Назим Туляходжаев)

<iframe width="500" height="375" src="https://www.youtube.com/embed/WfI69DC_jaw?feature=oembed" frameborder="0" allowfullscreen></iframe>

В основу сюжета этого короткого, но очень  мощного по силе воздействия на психику мультфильма, лёг одноимённый рассказ  знаменитого американского писателя-фантаста Рэя Брэдбери из цикла «Марсианские хроники». История рассказывает о неприятном, змееподобном роботе, который раньше помогал людям по дому, и теперь, когда человечество исчезло в результате ядерной катастрофы, продолжает следовать заложенному в него алгоритму и каждый день накрывает на стол. Мультфильм наполнен отчаянием и безысходностью. Даже в конце, когда становится ясно, что возможно жизнь на Земле когда-нибудь возродится, веселее не становится – авторы ясно дают понять, что человеку в этом мире больше нет места. Анимационная короткометражка «Будет ласковый дождь» в отличие от рассказа получилась более жуткой и гнетущей. Особенно стоит отметить голос робота – он действительно очень страшный.

Какие ещё советские мультфильмы могут испугать?

Разумеется, что в истории советской мультипликации есть ещё немало примеров жутковатых работ. К ним можно отнести такие ленты, как «Бескрылый гусёнок», «Северная сказка», «Два клёна», «Белая цапля», «Перевал», «Воспоминание» и многие другие. А какие отечественные мультфильмы пугали вас в детстве? Делитесь в комментариях.

Читайте также