Театр

Пять спектаклей Большого, которые вызвали неоднозначную реакцию

Пять спектаклей Большого, которые вызвали неоднозначную реакцию Фото: pro.radiomayak.ru
Поход в Большой театр во все времена был статусным событием.
П. Карпакова в роли Наяды в балете «Наяда и рыбак». Фото: Википедия
П. Карпакова в роли Наяды в балете «Наяда и рыбак». Фото: Википедия

Например, в 1913 году самый дорогой билет на вечерний спектакль стоил 31 руб. 50 коп. (полторы зарплаты рабочего), а на «остальные» (кроме первого) ряды 4-го яруса – 1 руб. 15 коп. (за битую курицу просили дешевле). Но зрители знали – сходить в Большой значит прикоснуться к безупречному искусству, ценность которого не измеряется курицами или рублями.

И все же случались в истории самого главного театра страны ситуации, когда спектакль вызывал громкие споры, а то и недоумение. Правда, их можно пересчитать по пальцам. И причины были совершенно разные: от политической ситуации до ошибки неопытной балерины

Лебединое озеро, 1877 год

4 марта (по новому стилю) единственный раз при жизни автора, Петра Ильича Чайковского, состоялась премьера балета «Лебединое озеро». В это невозможно поверить, но балет провалился. Обвинения посыпались в адрес хореографа Рейзингера.

Критики, в частности, высмеивали комплекцию балерин, изображавших лебедей. В те времена балерины не были столь длинноногими и хрупкими, как в наше время. Главную партию на премьере танцевала Полина Карпакова, затем, через несколько спектаклей ее преемницей стала звезда Большого театра Анна Собещанская. Досталось и композитору, правда, меньше, чем постановщикам и исполнителям.

За три года балет представляли 27 раз, после чего убрали из репертуара. Затем редакцию балета осуществляли Мариус Петипа, А.А. Горский, Ю.Н. Григорович и многие другие. Сегодня «Лебединое озеро» в постановке Юрия Григоровича – одна из визитных карточек не только театра, но и всего классического русского балета.

Дон Кихот, 1900 год

В конце XIX — начале ХХ веков гремело имя Александра Горского. Он родился под Петербургом и окончил в Северной столице балетную школу. Горский не только стал танцовщиком-универсалом, который мог исполнять самые разные партии – от народных танцев до пантомимы, но стремился постичь все искусства. Умел рисовать, в случае чего мог заменить дирижера, много читал, впоследствии издавал учебники.

В 1898 году Горский приехал в Москву и поставил балет «Спящая красавица» Чайковского, затем «Раймонду» Глазунова. Балетмейстеру сопутствовал успех, и ему было предложено возглавить московский балет, причем одна из задач, которую ставили перед Горским приглашавшие, — повысить популярность, «кассовость» спектаклей.

Сцена из балета Дон Кихот в редакции А.А. Горского. Китри – Любовь Рославлева. Фото: allll.net
Сцена из балета Дон Кихот в редакции А.А. Горского. Китри – Любовь Рославлева. Фото: allll.net

Для дебюта Горский выбрал «Дон Кихот» Минкуса, который успешно шел в Большом в постановке Петипа, задумав сделать новую редакцию. В частности, Александр Алексеевич хотел придать испанскому сюжету больше национального колорита.

Следуя принципам тогда только что созданного Московского Художественного театра, он добивался органичного исполнения ролей и от тех, кто выходил в кордебалете. Были изготовлены новые декорации, костюмы, поставлены дополнительные танцы. Горский подробно обсуждал постановку даже с начинающими танцовщиками, и с тех пор именно молодые артисты и зрители всегда горячо поддерживали Александра Алексеевича.

Премьера состоялась 6 декабря 1900 года. Мнения прессы и зрителей были диаметрально противоположны. Простые москвичи приняли работу Горского восторженно, а искушенные критики чуть ли не обливали ее грязью. В любом случае на скандальный балет жаждала попасть публика.

Сегодня балет «Дон Кихот» идет в Большом в хореографической редакции Мариуса Петипа и Александра Горского – время все расставило по местам.

«Дон Кихот». Китри – Майя Плисецкая. Фото: aveclassics.net
«Дон Кихот». Китри – Майя Плисецкая. Фото: aveclassics.net

Леди Макбет Мценского уезда, 1935 год

В 1932 году Дмитрий Шостакович завершил работу над оперой, в основе которой – одноименная повесть Н.С. Лескова. Повесть рассказывает о богатой замужней купчихе, которая влюбилась в красивого приказчика. Ради любви Катерина Измайлова не остановилась ни перед чем. Она стала убийцей, была осуждена, а ее возлюбленный моментально охладел к преступнице, у которой уже не было ни положения в обществе, ни денег.

Сцена из оперы в постановке Театра Коммунале (Болонья). Фото: Википедия
Сцена из оперы в постановке Театра Коммунале (Болонья). Фото: Википедия

До премьеры в Большом театре, которая прошла 26 декабря 1935 года, опера два года шла в музыкальных театрах Москвы и Ленинграда, вполне успешно пережив около 200 представлений. Музыку немного критиковали за излишний «натурализм».

Гром разразился после того, как в январе 1936 года Большой посетила правительственная делегация во главе со Сталиным. В «Правде» появилась заказная статья, где утверждалось, что слушатель не может ничего понять и т.д. и т.п. Статья называлась «Сумбур вместо музыки». Даже когда через 20 лет, уже после смерти Сталина, Шостакович сделал вторую редакцию оперы, критики ссылались на статью и уверяли, что всё написанное сохраняет актуальность.

Все эти годы опера успешно шла за рубежом, а на советскую сцену ей «разрешили» вернуться только в 1962 году. Теперь она называлась «Катерина Измайлова». Отрадно, что героиню, созданную Лесковым и Шостаковичем, снова можно увидеть и на сцене Большого театра. Премьера новой «Катерины Измайловой» в постановке режиссера Римаса Туминаса состоялась в феврале 2016 года.

Асель, 1970 год

В июне 1970 года Советский Союз посетил президент Пакистана Яхья Хан. Визит в Большой театр – обычное дело для персон такого уровня. Но приезд пакистанского лидера пришелся на конец июня, а тогда все ведущие театры выезжали на гастроли, предоставляя свои сцены коллективам из союзных республик. В этот вечер в Большом выступала труппа Национального театра оперы и балета Киргизской ССР. Причем исполнялся балет по повести киргизского писателя Чингиза Айтматова «Тополек мой в красной косынке» (композитор В. Власов).

По сюжету главный герой – шофер – влюбляется в девушку по имени Асель. Она ради любви идет наперекор восточным обычаям и родителям, которые подобрали дочери жениха. Асель сбегает вместе с Ильясом. Какое-то время они живут счастливо, но потом у Ильяса случаются большие неприятности, он впадает в отчаянье, изменяет жене, и Асель уходит вместе с детьми. Через несколько лет Ильяс оказывается в доме нового мужа Асель.

Повесть изобилует и производственными подробностями, и национальным колоритом. И балет был новым, на сцене Большого он был поставлен в 1967 году.  Но в этот вечер его исполняли молодые киргизские артисты. В составе делегации в театре находился советский дипломат Т.Ф. Дмитричев. Он и рассказал о курьезах, которые происходили в прославленном зале.

Изначально подъем по длинной лестнице в так называемую «царскую ложу» вызвал у Яхья Хана большие затруднения. Он с видимым удовольствием сел в кресло, рядом с ним расположились Н.В. Подгорный (председатель Президиума Верховного Совета СССР, должность, аналогичная должности президента страны), А.Н. Косыгин (председатель Совета Министров) и Е.А. Фурцева (министр культуры). Подгорного больше всего интересовало, как играет в это время его любимое киевское «Динамо».

В начале балета на сцене появились несколько шеренг танцовщиц, одетых в черное и с шарфами в руках. Шеренги чередовались и выстраивались в сложный рисунок. В это время Подгорному сообщили, что счет пока 0-0. В один из моментов танцовщицы резко ускорились, и одна столкнулась с другой. Весь рисунок танца сломался.

Девушки натыкались друг на друга, задевали друг друга шарфами, а оркестр продолжал играть. В зале засмеялись, девушки в некотором беспорядке удалились за кулисы, на сцену вышли другие артисты. Видимо, происшедшее сильно повлияло и на них, потому что одна балерина упала с поддержки партнера и прямо перед зрителями потерла ушибленное место. В конце акта кто-то задел за декорации, которые покосились, а некоторые даже упали. Зрители уже смеялись в весь голос. И даже Косыгин и Фурцева не могли удержаться. Улыбался и Яхья Хан. И только Подгорный больше всего переживал за футбол.

В перерыве в банкетном зале высокому гостю объяснили, что молодые киргизские артисты очень волновались, выступая перед столь высоким гостем. Президент Пакистана сказал, что всё было не так уж и плохо. Второй акт труппа станцевала без происшествий.

Дети Розенталя, 2005 год

В начале XXI века руководство Большого театра сочло необходимым заказать и поставить на сцене новую оперу. Либретто должен был написать скандально известный писатель Владимир Сорокин, а музыку сочинял Леонид Десятников. Спектакль поставил Эймунтас Някрошюс, режиссер, которого обожают российские театралы.

Писатель и драматург Владимир Сорокин. Фото: Википедия
Писатель и драматург Владимир Сорокин. Фото: Википедия

Сюжет оперы рассказывал о том, как в 30-х годах из нацистской Германии в СССР сбежал выдающийся ученый Алекс Розенталь и создал человекодублей композиторов с мировым именем – Вагнера, Верди, Чайковского, Мусоргского и Моцарта, хотя по заданию партии должен был дублировать передовых людей того времени. Действие иногда переносится в 90-е годы с их реалиями. В конце почти все композиторы умирают.

Еще в процессе создания группа депутатов Госдумы инициировала чуть ли не расследование, громко выражая опасение, что со сцены Большого зазвучит ненормативная лексика, которой щедро пользуется Сорокин. Но авторы продолжили свою работу, и 23 марта 2005 года состоялась премьера.

Несмотря на то, что в следующем году «Дети Розенталя» получили Специальную премию жюри фестиваля «Золотая Маска», многие критики высказались довольно резко. Большому театру было поставлено в упрек, что к работе, исключительно ради пиара, были привлечены «не те авторы», что постмодернистская опера не может внести никакого вклада в музыкальное искусство.

Оперу обвиняли в «бесовщине», говорили, что она не достойна такой сцены. Естественно, что споры привлекали зрителей, и в сезоне опера прошла шесть раз. Но в репертуаре она продержалась недолго – последнее представление состоялось в 2008 году. Однако совсем недавно Генеральный директор Большого театра Владимир Урин заявил, что не исключает возвращения «Детей Розенталя» на главную сцену страны.


Flipboard
Сейчас ты
читаешь:
Пять спектаклей Большого, которые вызвали неоднозначную реакцию
Интересно?
Поделись с друзьями: