Первый советский фильм ужасов: как снимался "Вий"

Не только с сюжетом, но и с историей создания фильма «Вий» связано немало такого, что можно считать мистикой.

В 1967 году на экраны вышел первый советский фильм ужасов: экранизация повести Николая Гоголя «Вий». В кинопрокате он занял 13-е место по количеству посещений зрителями: символическое «нечистое» число. Впрочем, чертовщина началась гораздо раньше — еще на первых этапах съемок.

«Естественный отбор» панночек

На главную женскую роль пробовались актрисы Елена Санько и Светлана Коркошко. Но режиссеру больше понравилась Александра Завьялова — у нее оказались самые удачные пробы. Актриса с энтузиазмом взялась за работу, но, едва успев приступить к исполнению роли Панночки, попала в больницу. Было решено в ожидании Александры снимать сцены с Леонидом Куравлевым, исполняющим роль Хомы.

Как только Завьяловой стало получше, она тут же примчалась на площадку, но здесь ее состояние опять моментально ухудшилось. Пришлось отказаться от съемок.

Среди актерской братии мгновенно распространились слухи: роль ведьмы в новом фильме проклята! Поиски новой актрисы не давали результата: все отказывались. Наконец играть Панночку согласились Жанна Болотова и Наталья Варлей. Начали было снимать Болотову — но и она заболела! К работе приступила Варлей...

«Спортсменка, комсомолка и просто красавица» уже была известна советским зрителям по роли Нины в фильме Леонида Гайдая «Кавказская пленница». Огромные темные глаза, длинные развевающиеся черные волосы, мрачный взгляд, выразительные жесты... Чем не ведьма? Да еще в летающем гробу... Члены съемочной группы потом признавались, что их пробирала дрожь, когда они наблюдали за полетами Панночки, настолько все выглядело реалистично и страшно.

А потом Наталья чуть не погибла. Во время съемок ослабло монтажное крепление, которым она была пристегнута под белым балахоном к металлическому штырю в гробу. Актриса полетела вниз, с трехметровой высоты, и все могло бы закончиться печально, если бы точно на том месте, куда она упала, не стоял Леонид Куравлев. Ему осталось только вытянуть вперед руки и поймать «Панночку». Случайность? Или судьба?..

Страшнее, чем сказка

Надо сказать, что ничего подобного раньше в советском кинематографе не делалось. Нужно было снять не просто страшную сказку, а настоящий фильм ужасов — в этом жанре в то время производились картины только на Западе.

На помощь молодым режиссерам Константину Ершову и Георгию Кропачеву были «брошены» опытный сценарист и режиссер Александр Птушко и оператор Федор Проворов, на счету которых уже были такие картины, как «Садко», «Илья Муромец», «Каменный цветок».

Птушко принялся переделывать буквально все — под его руководством возвели другую церковь-декорацию: из гнилых бревен и трухлявых досок, покосившуюся... Тщательно прорабатывался грим для гоголевской нечисти — вампиров, упырей, вурдалаков. Они появлялись в кадре в пластических масках, наводящих ужас. Были приглашены артисты-лилипуты: их маленький рост должен был контрастировать с высокими представителями потустороннего мира.

Страшные упыри и вурдалаки серовато-черного и синюшного оттенка, загримированные под лысых и голых, с устрашающим воем кружили по церкви вокруг перепуганного насмерть Хомы, но магический круг, начерченный Хомой мелом, не пропускал их внутрь... Тогда разъяренная нечисть поползла по вертикальной стене.

Снять этот кадр было нелегко — пришлось сколотить фальшивую стену и поставить ее под определенным углом, по ней карабкались специально приглашенные из цирка гимнасты, а сверху это все снимал оператор.

Роль Вия исполнил спортсмен-тяжелоатлет: ему пришлось таскать на себе тяжелый костюм с руками-корягами. Результат получился впечатляющим: при просмотре фильма даже у взрослых людей начинали шевелиться волосы на голове. От неподдельного ужаса.

Каждой твари по паре

Гораздо сложнее, чем с людьми, съемочной группе пришлось с представителями животного мира. Во время съемок второй ночи Хомы в церкви выпустили несколько десятков настоящих ворон, которые с громким карканьем принялись вылетать из окон. Птиц для этой сцены заранее отловили прямо во дворе «Мосфильма», приманив крошками в западни.

Свои «звездные» роли исполнили и пресловутые черные кошки. Между прочим, в «Вий» они перекочевали из картины с тоже весьма приметным названием - «Черный чертенок». В «Вие» подросшие котята выскакивали из-под ног Хомы в самый неподходящий момент. На животных были надеты специальные шапочки-капоры с рожками. Коты прыгали с возвышения, и в момент прыжка снимались их тени на стене.

Эти же кошки работали у Гайдая в «Бриллиантовой руке» и в фильме «Иван Васильевич меняет профессию».

Темные и светлые силы

Актрису Наталью Варлей после выхода фильма начали преследовать несчастья и зловещие события. Она серьезно заболела и долго не могла поправиться. Спустя годы чуть не потеряла своего второго ребенка — роды начались раньше срока, в семь месяцев, и, если бы не врач в роддоме Алексей Грачев, все окончилось бы трагически. Актриса никогда напрямую не связывала свои несчастья с ролью Панночки, но иногда все-таки ее одолевали сомнения: правильно ли она сделала, что согласилась сниматься?

Грачев впоследствии стал священником. Отец Алексий окрестил обоих сыновей Натальи и стал ее духовником. Он и объяснил напуганной чередой тяжелых событий актрисе, что не бывает «проклятых» ролей: все дело в том, полезна ли та или иная роль для человеческой души или несет вред. Если актер, исполняя роль злодея, дает зрителю понять: вот это — зло, а это — добро, то он просто выполняет свое предназначение. Наталья Варлей покаялась за роль Панночки и получила прощение.

И только Леонид Куравлев всегда отметал все разговоры о несчастьях, связанных с «Вием». Ему, наоборот, съемки в этой картине принесли небывалый успех. Для Куравлева «Вий» стал трамплином: его начали приглашать и в другие фильмы, скоро актер стал знаменитостью. Может быть, все дело в том, что в фильме Хома в исполнении Куравлева находился на стороне светлых сил и боролся с нечистью?

Читайте также