«Дюнкерк»: Война по-британски

В российский прокат выходит новая картина Кристофера Нолана, создателя «Интерстеллара», «Начала» и «Темного рыцаря». В фильме о реальном событии Второй мировой войны нет как таковой драматургии, конфликта и прописанных персонажей. Только напряженная музыка Ханца Циммера, непрекращающаяся канонада и желание выжить.

Снять эту ленту Кристофер Нолан мечтал еще 20 лет назад, но тогда он не был известным режиссером, в его фильмографии значились только короткометражки. Сейчас же Нолан – это автор успешного перезапуска франшизы о Бэтмене, сценарист и режиссер лент, собравших огромные кассы. Он умело сочетает драматическую составляющую и современные технологии. Он отправляет героя в космос, создавая сложную теорию существования мира. Даже такую вещь, как сны, Нолан обыгрывает, делая их основой нового бизнеса. Главное, его фильмы нравятся зрителям, они идут в кинотеатры уже только на одно его имя. Поэтому идею снять военный фильм об англичанах с легкостью поддержали американские студийные боссы – риска никакого нет, это же Нолан!

Фильм рассказывает о реальных событиях. В ходе Второй мировой войны союзные войска, 400 тысяч человек, оказались отрезанными на пляже Дюнкерка. На эвакуацию были посланы военные и гражданские суда. Британский народ проявил храбрость, отправившись спасать солдат на французский берег. «Дюнкерк» отходит от традиционных клише военных фильмов: здесь нет героя-одиночки, предателя, нет противостояния и практически нет пафосных речей. У персонажей нет имен. Зритель наблюдает за совсем юными солдатами, пытающимися выбраться с пляжа. Нет историй, но они и не нужны. Есть только время. Нолан, чьи сюжеты никогда не бывают прямолинейными, и на этот раз сумел удивить всех, поочередно показывая три места действия, пляж, вода, воздух, в разные периоды времени. Перед режиссером не стоит задача создать образ врага, в кадре нет ни одного немца (кроме финального эпизода). Как и не стоит задача представить истинного героя. Солдаты пытаются спастись любым способом, осуждать их не стоит. Командование пытается спасти солдат, зная, что британцы будут беречь технику для возможного вторжения неприятеля на остров. Пилот британских ВВС обстреливает немецкие бомбардировщики, уничтожающие англичан с воздуха. Один из многих владельцев гражданских судов, по своему желанию отправившихся вызволять людей с пляжа, – просто отец погибшего на войне пилота.

В «Дюнкерке» сыграли как новички большого экрана, так и уже известные актеры, не раз работавшие с Ноланом. Дебютанты исполнили роли солдат, заключенных на пляже. В их числе Гарри Стайлс – участник популярной группы One Direction. Том Харди солирует в небе, Кеннет Брана руководит эвакуацией на пляже. Также отличные образы создают Марк Райленс и Киллиан Мерфи.

Казалось бы, от постоянных взрывов можно устать, но «Дюнкерк» держит в напряжении до самого конца. В нем практически нет диалогов, есть только море, воздух и пляж. Съемки действительно проходили в море, на воздухе и на пляже. Создатели ленты старались использовать как можно меньше компьютерной графики. Они находили настоящую технику, самолеты и эсминцы, «клонировали» статистов не на компьютере, а с помощью бумажных силуэтов. Более 70% фильма снято в формате IMAX с помощью камер самого высокого разрешения в мире. Именно поэтому создается невероятный эффект присутствия или, как сказал сам Нолан, эффект виртуальной реальности без очков.

«Дюнкерк», без сомнений, стоит смотреть в IMAX. Зритель окажется вместе с солдатами на пляже и в воде, с пилотами – в воздухе. Сколько картин снимается ежегодно о трагедиях войны, но мало кому удается передать реальность происходящего – с железом и уязвимостью. Сюжет здесь неважен, его отсутствие не является минусом картины. Наоборот, это новое слово в повествовании. А «Дюнкерк» – это новое явление среди военных фильмов.

Фото: кадры из фильма

Читайте также