«Райская» неожиданность

В прокат вышел новый фильм Андрея Кончаловского.

Новый фильм Кончаловский посвятил Холокосту. Последние две картины, выигравшие «Оскара» в категории «лучший иноязычный фильм» (а «Рай» уже прошел в шорт-лист), были посвящены именно этой теме. Но на предыдущих лауреатов – польскую «Иду» и венгерского «Сына Саула» фильм Кончаловского совсем не похож. Как не похож он и на прежние фильмы режиссера.

Например, предыдущая его картина, тоже премированные в Венеции «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», следовала за документальной стилистикой, возможно, лучшей вещи режиссера, «История Аси Клячиной». «Рай» открывает какого-то нового Кончаловского, и это само по себе достойно восхищения, особенно если заглянуть в его паспортные данные. Мало кто способен на такое обновление, особенно в отечественном кино, где с возрастом у режиссеров, как правило, отшибает все: талант, связь с реальностью, понимание контекста, ремесло, наконец. У Кончаловского, надо сказать, со всем этим полный порядок.

В «Раю» Кончаловского действуют три главных героя (француз, русская и немец), дающих пространные интервью перед тем как попасть /не попасть в упомянутый рай. Больше всех шансов, понятное дело, у русской героини, которую играет Юлия Высоцкая.

Ольга - из аристократических эмигрантских кругов, участвовала во французском Сопротивлении, укрывала еврейских детей, за что и оказалась в концлагере. Превратившись там в животное от побоев и голода, она не могла не ответить на авансы красивого немецкого офицера и тоже аристократа Хельмута (Кристиан Клаусс), присланного в концлагерь с целью уничтожения проворовавшегося офицерства. Можно сказать, что грех прелюбодеяния, особенно вынужденного, по Кончаловскому, не сильно затрудняет попадание в рай, и это уже хорошие новости.

Покоряет и сложный, сочувственно нарисованный образ немца: высококультурный и образованный Хельмут является жертвой утопического мышления, прямого следствия немецкого романтизма. Он гневно кричит на Ольгу, когда та в психозе называет его представителем «высшей расы», и рассуждает о рае, который, по его мнению, собирался привнести в мир Гитлер, но готов променять его на социалистический рай Сталина, если бы представилась такая возможность. Сопоставление двух тиранов и их режимов – разумеется, идея не новая, но во вселенной Кончаловского тоже весьма неожиданная.

Сложно сконструированная и великолепно снятая, полная глобальных философских идей и проклятых вопросов (а только этого и ждут за рубежом от русского искусства), трагическая парабола Кончаловского снискала венецианского «Серебряного льва», придавив своей монолитной внушительностью других конкурсантов. Посмотрим, что будет на «Оскарах».

Фото: кадры из фильма

Читайте также