Антон Гаспарян, генеральный директор компании – «АММА»: «В России и на пространстве бывшего СССР квесты отличаются своей сложностью»

Мы встретились с создателем квестов «Энигма» и выяснили, чем российские проекты отличаются от зарубежных, с какими сложностями приходится сталкиваться владельцам квестов и как они с ними справляются

Мы встретились с создателем квестов «Энигма» и выяснили, чем российские проекты отличаются от зарубежных, с какими сложностями приходится сталкиваться владельцам квестов и как они с ними справляются.

— Антон, с чего все началось? Как возникла идея создать квесты?

— Началось все с того, что мои партнеры сходили на один из первых квестов известной фирмы в Москве и прониклись идеей создать свой проект. Предложили встретиться и обсудить открытие подобного бизнеса — так все и закрутилось, было это в июле 2014 года.

Пришлось погрузиться в рынок, пройти наиболее успешные квесты (тогда, по -моему, было около 4 фирм в Москве и не более 10-15 квестовых комнат). Какие-то квесты впечатлили, некоторые разочаровали. Мы проанализировали рынок и придумали оригинальную идею.

Кто был автором первой идеи квеста?

— Сценарий писал я и один из партнеров, Алексей Анищенко, так как до этого мы с ним были учатниками команды КВН МГИМО "Парапапарам", поэтому написание сценариев не было для нас новым делом. Тем более, что на тот момент специалистов по сценариям квестов не было, все только учились.

В группе квестов "Энигма" нашли любопытную информацию: в США 30% сценариев квестов - квесты про побег из злачного места, в большинстве случаев из темницы или тюрьмы. Второй фаворит - это просто комнаты с загадками без какой-либо истории или комментариев (16%). На третьем месте по популярности сверхъестественное (8%). Проводили Вы исследования, какие квесты популярны в России?

— На Востоке больше любят искать (нашел ключ, открыл ящик и тд). В Венгрии, откуда пошли квесты, помимо поиска, были еще и логические задачи. Интересен опыт моих знакомых, которые открыли квест в США, они говорили, что люди там выходят в большинстве своем недовольными, потому что не могут выбраться, говорят, что очень сложный квест. Мое мнение, что в Москве сейчас одни из самых передовых квестов в мире. Наши люди с детства привыкли к логическим задачкам, загадкам, задачкам "со звездочкой", поэтому мы любим распутывать сложные ситуации, а игра "найди клад" была у всех в пионерлагере. В этом плане в России и на пространстве бывшего СССР квесты отличаются своей сложностью. В Европе квесты ближе к российским все же, но гораздо проще. Не хочу принижать системы образования, но на Западе, в США в большей степени образование сводится к т.н. "multiple choice" - выбор одного верного варианта из 4 предложенных, к чему, к сожалению, сейчас мы и приходим. Поэтому им очень сложно проходить наши квесты. Мы иногда наблюдаем представителей Канады, Франции, США и других западных стран у нас на квесте, все они сталкиваются в основном с одинаковыми проблемами. Дело даже не в том, что они русский не понимают, квесты у нас переведены на английский и мы проводим инструктаж на английском.

Квесты "Энигма" делают ставку на интеллектуальность. С чем связан такой выбор?

— Под интеллектуальными квестами мы подразумеваем квесты, где необходимо подумать, как сейчас принято говорить в бизнесе (think - do (подумай - сделай).

Вообще сейчас можно выделить несколько типов квестов : escape room (выйти из комнаты), те что вышли из компьютерных игр, экшн квесты - наподобие Форта Бойарда, где нужно применять много физической силы, перфомансы с участием актеров и хоррор квесты (ужастики). Есть еще квесты городские, автоквесты, но сейчас мы не будем о них говорить. Чем уникальны стационарные квесты? Это квесты с хорошими декорациями, технологичными загадками. Человек становится участником фильма или спектакля. Это гораздо интереснее, чем смотреть фильм. В таких крупных городах как Москва и Санкт-Петербург, где люди очень много работают, жителям просто необходимо как-то отдыхать, поэтому квесты здесь активно развиваются. Сейчас мы уже с уверенностью можем говорить, что рынок сформировался. Теперь квесты - это не высокодоходный бизнес, владельцы борются за клиентов, много квестовых компаний обанкротилось, появляется целая инфраструктура квестового бизнеса: агрегаторы, сценаристы, квестовые консалтинги, инженерные компании, которые предлагают разработки механизмов исключительно для квестов, есть средства массовой информации, посвященные квестам. Естественным следствием формирования рынка стало увеличение стоимости входа в этот бизнес, объединение компаний, поглощения большими игроками малых и многое другое.

Вы чувствуете положительную динамику в этом бизнесе? Спросы на квесты растут?

По поводу динамики бизнеса, я общаюсь с разными компаниями, у кого-то все плачевно и они не могут даже аренду оплатить, у кого-то все хорошо. Дело связано с качеством квеста, работой с клиентами и маркетингом. В нашем квесте во главу угла поставлена как раз работа с клиентами, все это отмечают и это наша гордость. Естественно, приходилось оставлять только интеллигентных, интересных и общительных сотрудников, постоянно с ними работать. Маркетинг сейчас становится также очень важным, никто не придет к тебе, если у тебя просто будут хорошие квесты, необходимо, чтобы люди узнавали об этом. Ну и приходится постоянно менять, обновлять квесты, менять загадки и тд. Конкретно про Энигму могу сказать, что спрос у нас растет, много людей приходят по рекомендациям, а для нас это главный показатель.

Планируете открывать квесты не только в крупных городах, но и в небольших?

— В небольших городах была идея открыть квест, но я пообщался с представителями и владельцами квестов в этих городах, нам показалось нерентабельно, потому что мы не хотим делать некачественно, а качественный квест не сможет отбить свои вложения в городах с населением менее 500 тыс. человек. Но это мое мнение. Было бы здорово открыть квест в крупных городах за границей, но мы лучше пока посмотрим на опыт друзей, а дальше будем принимать решение.

Как Вы считаете, смогут ли квесты оттянуть аудиторию у компьютерных игр? Ведь, по сути, квесты - та же замена реальности, но круче, чем в компьютерных играх: человек полностью погружается в другую реальность.

— Не уверен, что активный досуг и компьютерные игры конкуренты. Это совсем разные вещи, к нам очень много ходит тех, кто играет в компьютерные игры.

Честно говоря, у меня никогда не было компьютерных игр, я даже на телефон не устанавливаю, что-то не привлекает меня это

Планируете ли вы открывать совершенно новые, неожиданные для вас квесты? Поделитесь планами на будущее: каких квестов от "Энигмы" ждать поклонникам?

Сейчас мы начали разработку нового, уникального квеста, где будут еще более технологичные решения. Но подробностей не хотим рассказывать, идеи сейчас на вес бриллиантов.

Фото: www.instagram.com

Фото обложки:Pictures of Money/flickr 

Читайте также