Выставка «Русский космос» в Мультимедиа Арт Музее

В День космонавтики Мультимедиа Арт Музей анонсирует выставочный проект «Русский космос», приуроченный к 55-ой годовщине первого полета человека в космос. Проект - попытка разобраться в связи идей космизма, которые заложили русские философы, ученые, писатели, художники в начале ХХ века

В День космонавтики Мультимедиа Арт Музей анонсирует выставочный проект «Русский космос», приуроченный к 55-ой годовщине первого полета человека в космос. Проект - попытка разобраться в связи идей космизма, которые заложили русские философы, ученые, писатели, художники в начале ХХ века, - и современного российского искусства.

Проект соединяет в одном выставочном пространстве работы художников русского авангарда, ученых ученых и философов начала ХХ века - с работами российских художников от «хрущевской оттепели» и до сегодняшнего дня. Помимо рисунков Константина Циолковского, в экспозиции будут представлены работы Александра Родченко, Владимира Татлина, Ильи Чашника, а также произведения современных авторов: Павла Пепперштейна, Ильи и Эмилии Кабаковых, Константина Батынкова, Тимура Новикова, группы «Синие носы», Сергея Шутова, Марго Трушиной, Ивана Михайлова и мн. др. Центральным экспонатом выставки станет спускаемый аппарат «Восток-1» Ю.А. Гагарина, который специально для этого впервые покинет территорию музея Ракетно-космической корпорации «Энергия».

Огромная географическая территория, тяжелые для жизни климатические условия и исконно присущие русскому народу мечтательность и вера в грядущий рай, невзирая на реальные условия обитания, заложили в России мечты о покорении космического пространства. Родоначальником идей космизма стал религиозный философ Николай Федоров (1829-1903). В основе его теории лежал тезис о совместном научном и практическом труде всех обитателей Земли во имя физического воскрешения ушедших предков, а также о дальнейшем распространении воскрешенного и ныне живущего человечества в космическом пространстве. Продолжателем философских идей Федорова стал его ученик – великий русский ученый Константин Циолковский (1857-1935). Он разрабатывал идею о лучистом преображении людей, которое дало бы им возможность получить бессмертие и обрести бесконечные возможности для путешествий в космическом пространстве.

Идеи будущего извечно доминировали в России над понятием настоящего. В начале ХХ века они стали источником вдохновения для писателей и художников русского авангарда: поэта Велимира Хлебникова, художников Александра Родченко, Владимира Татлина, Ильи Чашника, Владимира Стерлигова, Николая Суэтина и других. Эстетика русского авангарда была попыткой визуального воплощения идей движения к прекрасному будущему, связанному не столько с преобразованием реальности, сколько с освоением бесконечного космического пространства. А технологическим воплощением этих утопий стали разработки русского конструктора Сергея Королева (1907—1966), благодаря которому в СССР впервые в мире был осуществлен запуск космического спутника и первый в мире запуск человека в космос.

Новая советская власть после Октябрьской революции 1917 года сначала активно поддерживала и русский авангард, и науку, вдохновленную идеями преобразования будущего. Однако уже в 1930-х годах наступление тоталитаризма привело к конфронтации авангардных идей и тоталитарной идеологической системы. Художники русского авангарда оказались ненужными в эпоху насаждаемого социалистического реализма, а ученые, в том числе Королев, были подвергнуты сталинским репрессиям.

Послевоенный Советский Союз, победивший в войне, но отстающий от технологически развивающегося мира, стремится к реваншу. Вернув репрессированных ученых к занятиям наукой, СССР возрождает идею покорения космического пространства, которое становится не только технологическим, но и идеологическим мифом. В 1957 году этот миф становится реальностью – в СССР происходит запуск первого космического спутника. В 1961 году и Советский Союз, и все человечество потрясены новостью о запуске первого человека в космос.

Проект «Русский космос», с одной стороны, использует пластическую систему русского авангарда, с другой – подвергает ревизии саму идею переустройства мира. Это пост-тоталитарная рефлексия поколения, совпавшего с хрущевской критикой сталинских тоталитарных идей. 

Космизм был единственным из всех советских мифов, активно насаждавшихся в Cоветском Cоюзе с середины 1920-х гг., который до сих пор не утратил своей энергетики. Именно этот миф с его героическим началом позволял формировать героические идеалы нескольким поколениям советских детей. Например, игровые площадки в советских дворах обустраивались ракетами, стимулировавшими детскую мечту – стать космонавтом. Фотограф Иван Михайлов зафиксировал эти романтические мечты в серии «Детская площадка. 2010».

Галактические дыры становятся темой рисунков одного из лидеров российского современного искусства Павла Пепперштейна. А гуру международного и российского современного искусства Илья и Эмилия Кабаковы создали свой вариант космической мифологии – серию «Центр космической энергии» (2003).

Эта работа кажется прямым диалогом с рисунками Константина Циолковского, «Альбом космических путешествий» (1933), выполненными к культовому фильму «Космический рейс» (1935) - эта лента стала источником вдохновения не только для советских людей, но и для Стэнли Кубрика, и для Джорджа Лукаса!

Помимо рисунков Циолковского будут экспонироваться выполненный им макет дирижабля и труба «для слушания музыки сфер» из музея Циолковского в Калуге. Работы Константина Батынкова из серии «Космос» (2011) продолжают диалог с идеями Федорова об обустройстве человеческих поселений в космосе.

Миф о космосе выжил и в эпоху тотальной демифологизации советских мифов, которая происходит во время горбачевской перестройки в конце 1980х гг. Именно этот миф становится источником вдохновения для новых художников из Санкт-Петербурга – Тимура Новикова, группы «АССА» (Тимур Новиков, Георгий Острецов, Иван Сотников, Олег Котельников), а также для Андрея Крысанова, Ильи Китупа, Игоря Веричева (группа «Новые композиторы»), Дмитрия Гутова и других. Космический миф выдерживает испытания крахом Советского Союза в 1991 году. В иронической или романтической интерпретации этот миф продолжает развиваться и сегодня в работах Сергея Шутова, группы «Синие носы», Марго Трушиной и других.

Сегодня в эпоху тотальной демифологизации миф о космосе - по-прежнему источник жизненной энергии. Он дает надежду на выход из глобального кризиса, в котором оказался наш мир.

Участники проекта:

РКК «Энергия»

Архив Российской академии наук

Государственный музей истории космонавтики имени К.Э. Циолковского

Галерея «Триумф»

Галерея «Риджина»

Галерея Крокин

Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ

Московский музей современного искусства

Sepherot Foundation, Швейцария

Stellа Art Foundation, Москва

Частные собрания, Россия

 

 

«РУССКИЙ КОСМОС»

Куратор: Ольга Свиблова

С 18 мая по 4 сентября

Мультимедиа Арт Музей, Москва, ул. Остоженка, 16

Читайте также