Что означают символы на картинах Сальвадора Дали

Все искусство Сальвадора Дали пронизано скрытыми смыслами, шифрами и кодами, которые можно разгадывать бесконечно.

Художника нет с нами уже почти 30 лет, а его жизнь и наследие, куда входят картины, скульптуры, книги и даже логотип всем известной карамельки, не дают покоя как знатокам искусства, так и простым обывателям. Первое знакомство с произведениями Сальвадора Дали, как правило, производит ошеломляющее впечатление.

Teleprogramma.pro предлагает всем, кто любит творчество великого испанца, еще раз поломать голову над месседжами, которые он адресовал потомкам.

Расплавленные часы — ускользающее время

Этот символ появляется на его полотнах особенно часто. Изобразить полужидкие, расплавленные циферблаты художнику пришло в голову, когда он размышлял о сыре «камамбер». Этот сыр, попав в тепло, мгновенно начинает таять, не в силах сопротивляться высокой температуре. Дали решил воплотить образ упущенных возможностей, которые, исчезнув через мгновение, уже не вернутся. Часы, текущие, свешивающиеся, будто находящиеся, как камамбер, в полужидком состоянии, - это горечь при мысли о том, что время пожирает все, и даже самое себя.

Муравьи — смерть

На первый взгляд, зашифровывать смерть в образе муравьев бессмысленно. На самом деле этот образ — отзвук детских впечатлений Дали. Пятилетний будущий художник однажды увидел на улице мертвое тело летучей мыши, которое пожирали муравьи. Он долго не мог избавиться от этого зрелища — оно вставало перед его глазами снова и снова. Позднее мысли о смерти трансформировались в сознании сюрреалиста в образ маленьких, но таких прожорливых и опасных муравьев.

Костыли — связь между сюрреализмом и реальной жизнью

Вид костылей на картинах Дали наталкивает на мысль о какой-то поддержке. Так оно и есть: костыли служат на его полотнах неким связующим звеном, соединяющим мир подсознания и реальность. Костыли Дали — опора, она дает надежду на то, что за мечтой, фантазией существует нечто настоящее.

Слоны – будущее

Это необычные слоны. Сильные животные на картинах сюрреалиста идут на тонких и длинных, готовых вот-вот подломиться ногах. Слоны у Дали — символ будущего. Именно поэтому они несут на спинах или человека, или какой-нибудь груз. Но, посмотрев на несчастных надрывающихся слонов, становится понятно: судьба — слишком тяжелый груз, чтобы можно было надеяться дотащить его лишь на своих плечах. А еще тонкие слабые ноги сильных животных символизируют недолговечность и уязвимость любой власти.

Деревянные выдвижные ящики — скрытые желания

Если верить Зигмунду Фрейду, такие ящики символизируют скрытые сексуальные желания. Некоторые биографы писали о Дали как о бисексуале. Если это действительно так, то понятно, почему так часто в его работах присутствуют выдвижные ящики — они говорят о женской половине его натуры. Многие ящики он изображал приоткрытыми, желая показать и потаенность этих желаний, и совершенное равнодушие художника к мнению окружающих по этому поводу.

Яйцо — человеческая жизнь

Яйцо - нечто хрупкое и чистое, но в то же время уязвимое, очень материальное. Именно так представлялась Сальвадору Дали жизнь человеческого существа — а точнее, жизнь его самого. Предполагается, что, изображая на картинах яйцо, он подразумевал самого себя в утробе матери.

Дело в том, что у Дали был старший брат, умерший в пятилетнем возрасте, и, когда родился будущий художник, его решили назвать в честь умершего ребенка — Сальвадором. Известно, что сюрреалиста преследовало чувство вины за то, что брат умер, а он живет. Вероятно, постоянно повторяющийся образ яйца — отсылка к этим переживаниям художника.

Улитка и голова человека — психоанализ

Увиденная однажды улитка потрясла воображение художника: снаружи твердая, а внутри такая хрупкая и уязвимая, в точности как черепная коробка человека с мягким мозгом внутри. Сходство улитки и жесткой оболочки человеческого мозга с мыслью в мягком наполнителе преследовало его всю жизнь, это он и постарался отобразить в своих картинах.

Рог носорога — идеальная красота

Сальвадор Дали считал рог носорога эталоном правильности и безупречной красоты, он даже предлагал сделать его единицей измерения объектов. Художник восхищался математической точностью этой формы, совершенством плавных линий.

Кузнечик — страх

С самого раннего детства художник испытывал необъяснимый страх перед кузнечиками. Каждый кузнечик на его полотнах — это символ ужаса.

Кипарисы — способ измерения времени

Будучи школьником, Дали вынужден был часами сидеть за партой, мечтая о том моменте, когда придет свобода. За окном росли кипарисы, и скоро будущий сюрреалист научился по свету, падающему на их ветви, определять, сколько времени осталось до окончания ненавистных уроков. С тех пор кипарисы — деревья, очертаниями напоминающие свечи, - сделались для художника символом измерения времени.

Читайте также