тв-проекты

Психолог шоу «Голос.Дети» Татьяна Шапкина: «Слезы — это индикатор снятия напряжения»

Психолог шоу «Голос.Дети» Татьяна Шапкина: «Слезы — это индикатор снятия напряжения»

Специалист, работающий с юными артистами, пояснила «Телепрограмме» тонкости детской психологии.

Татьяна-Шапкина

Каждый эфир на детском «Голосе» мы видим слезы. И наставников, и родителей — что уж говорить о малышах, которые в свои 7-10 лет попросту не справляются со стрессом. Некоторые актеры и родители давно уже осуждают проект за излишнюю драматургию: мол, ребенку приходится ждать часами, а то и сутками выступления, он перегорает, потом не может спеть в полную силу, в итоге вылетает и казнит себя. Рыдает вся семья. Журнал «Телепрограмма» задал несколько важных вопросов на этот счет кандидату педагогических наук, педагогу-психологу высшей категории Татьяне Шапкиной.

— Насколько ожидание и прочие производственные издержки детского «Голоса» опасны для маленьких артистов?

— Все очень индивидуально. Нельзя сказать, надо или не надо отправлять ребенка на проект. Это все равно, что чинить телевизор, не понимая причины поломки. Когда приводят ребенка, то сразу спрашивают: «Можно ли помочь?». То есть «какую таблетку» дать. Но ведь это в первую очередь зависит от множества факторов: особенности психики, развития отношений в семье, бэкграунд. Другое дело, что можно вычленить несколько важных аспектов преимущества «Голоса» — идти на проект или нет. Но! Это решение должны принять родители, а не психолог или ребенок. Родители должны дозреть.

Голос.Дети

— Что за аспекты?

— Первый — правовой. Никто не запрещал проводить конкурс. Родители несут ответственность за детей, подписывая договор, и права ребенка при этом никак не нарушаются. Именно мама и папа до совершеннолетнего возраста отвечают за детей. И спекулировать на теме опасности не стоит. Ни один психолог не даст точного ответа на этот вопрос.

— Но ведь кроме опасности есть и очевидные плюсы? Это опыт, в конце концов.

— Да! Это и есть второй аспект — развивающий. Пространство конкурса несет огромный развивающий потенциал, потому что ребенок находится в окружении взрослых. Он не одинок. Даже если он переживает, ждет, то постоянно в контакте и под присмотром взрослых. Конечно, если есть опасения за психическое здоровье ребенка, то лучше провести обследование. Но в целом участие в конкурсе — это рост. Как на горке: малыш забирается, подходит к краю, испытывает вестибулярное напряжение, а затем снимает его, спускаясь с горки вниз. Взрослый не делает это за него, а страхует. Не бывает развития без стресса. Но у ребенка создается полное ощущение того, что это его заслуга. Это и есть личностный рост, набор опыта, возмужание. Бывают и слезы, но это индикатор снятия напряжения. У детей возникает волшебная иллюзия, что они делают это сами: я выступил, прошел дальше, меня выбрали, меня поприветствовал дирижер. Целая команда, сотни человек работают на это. Это уникально и здорово! У детей есть и развлекательная программа, и сплачивающие мероприятия.

Голос.Дети

— На отношения с родителями такой стресс повлиять могут?

— Переходим к третьему аспекту — терапевтическому. На конкурсе дети лучше всего узнают своих родителей. Нет ситуаций, которые сильнее, чем конкурс, объединяли бы семью и формировали доверительные отношения между родителями и ребенком. Для детей это крайне полезно. Они узнают новое о родителях, которые не сдерживают эмоции и предстают ранимыми. Они понимают, что родители верят в них и вселяют надежду. Родители открывают в детях новые, удивительные качества. Сейчас прослеживается очень печальная ситуация в отношениях родителей с детьми, после чего дети попадают в «зону риска» — становятся скрытными, уходят из дома и так далее. Проект в этом смысле работает на исправление тенденции: развязка от напряжения формирует новые, особые и близкие отношения внутри семьи.

Голос.Дети

— На что чаще всего жалуются?

— Есть два типа детей. У первых есть потребность ощутить взрослого, то есть меня, в качестве проводника. Поэтому обычно спрашивают: «послушайте меня, правильно ли я спел?», «что нужно для того, чтобы все повернулись?». Второй тип детей — это те, кто копит эмоции внутри, им трудно выражать их. Такой ребенок не всегда может обратиться, он может сидеть с отрешенным видом. В таких ситуациях нужно «идти через тело» — двигательные, дыхательные упражнения — и через этот комплекс к ребенку начинает приходить понимание. Он вдруг спрашивает: «Можно я к маме пойду?». Готов говорить. То есть сначала ребенку было трудно выразить переживания, а потом он начинает это делать. Любые отрицательные переживания копить в себе нельзя.

Голос.Дети

— В чем заключается ваша функция на проекте?

— Мы (психологов на проекте несколько — прим.ред.) сопровождаем ребенка до выхода на сцену. И встречаем после выступления.

В третьем сезоне детского «Голоса» на сцене потерял сознание Андрей Клубань. С чем это может быть связано?

— Снятие напряжения организмом. Обморок, слезы расстройства или радости — способ снятия напряжения. Хорошо бы проводить медобследование всех детей, но это было бы очень долго и затратно. Ведь несколько сотен человек участвуют в конкурсе. Опасность таких ситуаций существует в любом конкурсе, спортивном в том числе.

Голос.Дети

«Голос.Дети»,
Первый, пятница, 21.30


Комментарии
или войти с помощью: