«Ледниковый период»: Под верхушкой айсберга

Хореограф проекта Игорь Оршуляк - о тайнах, задумках, ссорах и сломанных ребрах.

«Ледниковый период» продолжает удивлять даже самых искушенных зрителей. Красочные номера, хватающая за душу музыка, спорные оценки судей и разочарование участников после вылета - вот за что мы любим это шоу. А что происходит за кулисами проекта? Как работают наставники команд? Дерутся ли фигуристы с любителями из-за ошибок? С этими вопросами журнал «Телепрограмма» обратился к хореографу проекта Игорю Оршуляку и узнал, чем похожи участники шоу на космонавтов, как тушат пламя харизмы на льду и в чем скрыта красота «Ледникового периода».

Как составляют пары

В отличие от шоу «Голос» знаменитости не присылают в «Ледниковый период» анкеты. Однако тренировочные прогоны, то есть фактически «слепые прослушивания», существуют. Прежде всего, чтобы выявить психологическую совместимость. Как перед полетом в космос!

- Продюсеры проекта определяют круг кандидатов, - объясняет Игорь Оршуляк, хореограф команды Александра Жулина. - Потом начинаются репетиции тренировок. И мы внимательно наблюдаем даже не за тем, как катаются артисты, а как они общаются с партнером. Все они - взрослые и амбициозные люди, привыкшие достигать вершин. Важно подобрать пары так, чтобы у них сложился общий язык. Этот проект учит нас общаться друг с другом.

Как выбирают музыку

Для каждой передачи задается тема, на которую и придумывают номер. Хореографы стараются подобрать музыку, которая ассоциируется с этой темой. Затем, по крайней мере в команде Жулина, происходит именно так - у себя на страничку ВКонтакте Игорь Оршуляк загружает 50 - 100 композиций, относящихся к теме. Он слушает их и пытается выбирать наиболее подходящие. Потом участники заходят на эту страницу и выбирают, что нравится им. Иногда предлагают музыку сами. Затем из шорт-листа путем мозгового штурма выбирается мелодия, под которую пара и выступит.

- Моя задача - режиссерская, - подчеркивает хореограф. - Сначала мы с Александром Жулиным отбираем варианты композиций, под которые могут выступить участники. Потом обсуждаем, насколько музыка интересна для постановки: хорошо ли звучит, удобно ли ставится на льду, насколько сложно подобрать движения под нее. Очень важно понять, имеет ли музыка развитие - есть ли там модуляция, развивается ли аранжировка, можно ли придумать интересный сюжет под композицию. Это должна быть не пустая мелодия.

Как ставят номер

- Я сажусь в тихом уголке, настраиваясь, - говорит Игорь Оршуляк. - И пытаюсь придумать историю под эту музыку. Или, если хотим сделать веселый номер, обсуждаем коллективно - вместе с артистами. К примеру, мы готовили номер для Андрея Бурковского и Татьяны Навки на песню Feeling Good. Шутка за шуткой, цепляясь за детали, вместе «родили» сюжет. Он - ботаник, она - красавица, к которой он стесняется подойти. Затем прорабатывается каждый аспект номера: жесты, хореография, сценография, геометрия. Потом отрабатываются отдельные элементы - Александр Жулин ставит движения, после чего участники часами работают на льду, оттачивая технику: ход, поддержку, шаг и так далее. Мы внимательно наблюдаем и вносим коррективы.

А в команде Ильи Авербуха постановкой номеров занимается хореограф Елена Масленникова.

Как придумывают сюжет

Каждый номер - мини-спектакль. Драматургия, сюжетные повороты и неожиданные образы - все чистой воды импровизация.

- Когда мы остановились на музыке для номера Бурковского и Навки, я придумал достаточно трагичную идею, - продолжает Оршуляк. - Потом мы встретились на тренировке, и у ребят было уже другое настроение. Тане хотелось другой костюм, образ... Андрей начал прикалываться и шутить: «А что если он пьяный? А она - красотка, он - зализанный додик, который идет мимо». Начали додумывать и фантазировать: она не обращает на него внимания, понимая, что он не из ее круга, он останавливается и неловко протягивает руку. А потом она отворачивается, он выпивает ее рюмку и смелеет, раскрывается, срывает рубашку. И тут она видит, что он - совершенно другой... Вот так, слово за слово, когда каждый предлагал детали, движения, и родился в итоге номер. Важны не просто завязка и развязка, а наполнение и развитие образов.

Почему это интересно

«Ледниковый период» - редкая возможность для артиста попробовать себя в необычном амплуа. В театре или кино актер играет предложенную роль. Здесь - конструирует сам. Лирические артисты могут сыграть комических героев и наоборот. Еще вчера актер играл в КВН, а сегодня выдает трогательный, не характерный для себя образ.

- Могу сказать, что за много лет работы на «Ледниковом периоде» вижу, как меняется работа фигуристов, - уверен Игорь Оршуляк. - Они стали проявлять себя как настоящие актеры. Мимика, жесты, лицо, темп движения - все это создается сообща, каждый раз они подсказывают друг другу детали и нюансы.

Ссоры и срывы

Все участники проекта - амбициозные люди. Олимпийские чемпионы, опытные актеры или телеведущие. Знаменитости. И две звезды - это не всегда две светлых повести. Случаются и срывы, и падения, и вспышки ярости. К счастью, искры к возгоранию не приводят. К примеру, чемпион мира и Европы в фигурном катании Алексей Тихонов признается, что в сложные моменты отъезжает к бортику, выдыхает и возвращается в работу. У каждого есть своя методика выпуска пара.

- Все фигуристы - максималисты, иначе они не были бы чемпионами, - считает хореограф. - И им в пару ставят ребят, которые не дотягивают до их уровня. Но есть же терпение! И спортсмены научились терпеливо подтягивать артистов. Когда на льду возникает трение, это всегда сиюсекундное явление - нервы, усталость, раздражение… Но никто это за собой не тащит. Никто не припоминает при случае, не бубнит. Отъехал в сторону, зачастую молча. Вернулся, и продолжили.

Как борются с травмами и страхом

На проекте пока была лишь одна замена: вместо Олега Васильева, уехавшего в Канаду тренировать, ввели рано выбывшего Алексея Тихонова.

- Красота проекта в том, что мы учимся уступать, - уверяет Игорь Оршуляк. - Внимательно слышать, помогать. Мы очень часто идем навстречу участникам. Потому что наши задумки - это одно. Но именно артисты каждую репетицию проходят путь падений, срывов мышц и сухожилий, ударов коленями и затылком о лед. Мгновенно появляются гематомы, на которые падать снова еще больнее. У двух наших девушек были сломаны ребра - Евгении Крегжде и Юлианны Карауловой. Андрей Бурковский сорвал голеностоп, сделал перерыв на два дня, а на третий уже вышел тренироваться. Конечно, есть боязнь рецидива при отработке того же приема. И именно в этом и заключается самоотверженность участников: они идут на это снова и снова. И красиво борются со своим страхом. Ни одного отказа от опасного элемента не было! Во время высокой поддержки на лед рухнули Албена Денкова и Виктор Васильев. И ничего - начали помогать друг к другу, чтобы встать.

Как изменилась Татьяна Навка

Отличные результаты показывает пара Андрей Бурковский - Татьяна Навка. Хореографы «Ледникового периода» помнят олимпийскую чемпионку еще по первому сезону проекта, который вышел в эфир в 2007 году. Тогда фигуристка выступала в паре с актером Вилле Хаапасало под руководством все того же Александра Жулина, который привел ее к «золоту» Олимпиады-2006. С тех пор многое изменилось, и сама Татьяна тоже.

- В Тане заложено много «красивости» - не только внешней, но и человеческой, - считает хореограф. - Она так же стремительна и зажигательна, как и раньше. Но при всем этом она помудрела. И это не вялая мудрость пожилого человека. Как только Таня встает на коньки, сразу меняется - это ее стихия! Раньше она могли удариться в обсуждение номера ярко и бескомпромиссно. Рубила и проламывала. Теперь она такая же бескомпромиссная, но делает это совершенно по-другому. Изящно и тонко. Делает маленький «отшаг» назад, чтобы потом сделать два шага вперед. Иногда красиво смолчит, улыбнется, как будто что-то знает, чего не знаю я. Начинает убеждать нас, видит, что мы к этому не готовы, и смолчит. Потом начинает делать по-своему. И это происходит по-женски стильно. И тут мы, мужики, понимаем, почему мы бессильны перед женщинами...

«Ледниковый период»
Cуббота/18.20, Первый

Фото: Максим ЛИ

Читайте также