Поэт Андрей Дементьев — о сериале «Таинственная страсть»: «Курение, алкоголь и постельные сцены — это тоже жизнь»

Друг шестидесятников, печатавший их стихи в журнале «Юность»

Друг шестидесятников, печатавший их стихи в журнале «Юность», внимательно следит за телепроектом
Поэт Андрей Дементьев прекрасно помнит время, в которое нас окунает сериал «Таинственная страсть». Так же как и прекрасно помнит Василия Аксенова, Евгения Евтушенко, Андрея Вознесенского, Бэллу Ахмадулину и других героев проекта. В разговоре с журналом «Телепрограмма» Андрей Дмитриевич описал первые впечатления от просмотра.

- В «Таинственной страсти» имена героев зашифрованы. Кстати, фишка позаимствована у Валентина Катаева, который в романе «Алмазный мой венец» 1979 года завуалировал современников таким же образом. Вы всех узнали?

- Да, конечно. Сходство поразительное! Актеры подобраны прекрасно. Особенно мне нравится парень, который играет Васю (героя по имени Ваксон — как бы самого Василия Аксенова). Атмосфера эпохи тоже передана. Конечно, рано делать выводы — показали всего несколько серий, но то, что я увидел, меня устроило.

- Вы были не только свидетелем, но и творцом эйфории 60-х. У вас есть посвященные этому строки?

- «Мы — поколение совести, мужества и любви. Мы были когда-то порослью, а стали людьми. Мы прошли дорогами горести, теряя друзей в боях. Мы — поколение совести, забытое впопыхах…Забытое новой порослью, манкуртами и шпаной. Мы — поколение совести, измученное войной. И как сказал о нас Зельдин, великий артист и брат, — не завтра и не намедни жизнь нам не повторят. И поколенья такого случиться не может вдруг. Но мы оставляем повод вспомнить наш звездный труд».

Кстати, там есть и журнал «Юность», которому я посвятил 21 год жизни. Из него и вышли многие герои того времени, печатавшиеся у нас. Очень важно, что этот сериал вышел. Молодое поколение должно увидеть ровесников из того времени. Ведь Вася Аксенов сказал, что для нас самое дорогое — страсть, с которой мы относимся к профессии и делу для того, чтобы поднять страну.

- Все ли так гладко в сериале? Многие зрители начинают брюзжать из-за перебора курева и алкоголя в кадре. Это не мешает восприятию гениев?

- На мелочи старался не обращать внимания. Но помарки есть. В Центральном доме литераторов никогда не танцевали — там обсуждали, разговаривали, сидели. Что касается быта — это дань времени. Без деталей и бытовщины не выходит ни одного фильма. Жизнь человека состоит не только из мечтаний, дел, высоких мыслей, а и из земных дел. Куда без этого.

- В эфире уже была постельная сцена Ваксона и его жены Раллисы. Наверняка покажут и сексуальные эксперименты Бэллы Ахмадулиной, узнав о которых Юрий Нагибин развелся с ней. По-вашему, это тоже необходимо?

- Отношения, которые показаны, были. Может быть, и не совсем в таком видн. Они были романтичнее что ли. И это тоже часть жизни, и часть романа. Это время, которое нельзя забывать.

- Почему шестидесятников принято считать диссидентской культурой? Ведь они и были идеологами того времени. Вознесенский в стихах требовал убрать Ленина с денежных купюр, чтоб «подлец не мусолил» вождя. Рождественский писал про комсомол. У Евтушенко есть поэма «Братская ГЭС». Они собирали набитые людьми залы в Политехе и даже «Лужники». Жили в сталинках и элитной высотке на Котельнической набережной, в отличие от Распутина, Рубцова или Шукшина.

- Кстати, «Братскую ГЭС» мы в «Юности» и напечатали. Что сказать? Они просто жили в таких домах, так бывает. Я тоже жил поначалу в Калинине (Твери). Слово шестидесятничество пришло из романа «Отцы и дети» Тургенева. Это понятие, которое определяется нигилизмом. Они критически относились к негативным явлениям в стране. Василий Аксенов неслучайно улетел в США — он не все принимал в действительности.

- Но ведь эйфория прошла и многие из них, запутавшись, разочаровались.

- Аксенов считал, что 60-е годы тянулись до первой половины 90-х. Конечно, потом кто-то разочаровался. Это связано и с возрастом — люди повзрослели и стали более реалистично воспринимать мир. Но нельзя отрицать их вклада. Комсомольские стройки, полет в космос и поэзия шестидесятников — это все события одного времени. Они делали общее дело. И разбудили в людях потребность меняться и менять жизнь, поступать так, чтобы это соответствовало свободе. Неслучайно вечера поэзии собирали стадионы. Неслучайно об этих людях говорят сегодня.

- То есть этот нигилизм был созидательным?

- Он был направлен на конкретные моменты: цензура, выезд за границу и так далее. Это и я прошел. Но они были умные, талантливые, люди, которые любили свою страну. Поэтому и поступали в соответствующем ключе.

«Таинственная страсть», Первый, понедельник- четверг, 21.30

Дочь Роберта Рождественского: «Надо снимать правду»

- Сцена, где показаны мои роды, вранье настоящее. Василий Аксенов ничего моей маме не говорил (в сериале Ваксон кричит на жену Рождественского, чтобы она во время схваток успокоилась и начала правильно дышать — Авт.). И схватки были не за неделю до, а через две недели после положенного срока. Надо снимать правду. То, что все вокруг нависали и пили вино, это похоже. В детстве я ненавидела Евтушенко, Вознесенского, Аксенова — всех, кроме Андрея Дементьева. Но молодые гении 60-х постоянно тратили время на пьянки-гулянки и отнимали у меня маму и папу. Обычно в эти моменты я сидела под столом и смотрела на них волчонком.

Читайте также