тв-проекты

Елизавета Листова: «В Севастополе люди особой крови»

Елизавета Листова: «В Севастополе люди особой крови»

Правнучка композитора, сочинившего «Севастопольский вальс», сняла документальный фильм о том, как люди обороняли Севастополь.

Елизавета Листова

Как сварить обед под бомбежкой? Как по одному только свисту в воздухе определить, какая бомба опасная, а какая нет? Можно ли накормить малыша гречневой кашей, сваренной на шампанском? А отстирать его одежки золой и свиным жиром?

Севастополь периода второй обороны 1941- 42 годов каждый день отвечал на эти вопросы. Эти дни называют «обороной», но по сути, это была настоящая блокада: город заперт с суши, море под контролем с воздуха, во всю хозяйничает вражеская авиация…

О том, как жили люди в заблокированном городе, сняла фильм «Севастопольский вальс» тележурналист Елизавета Листова. Его покажут в День Победы на канале НТВ.

— О военном быте говорят не так много, эта вот «тыловая сермяга» как-то не вошла в коллективную память о войне, — делится автор фильма. — А ведь война — это не только герои. Это еще и обычные люди, которым каждый день надо было вставать, думать, чем жить, как одеваться, что поесть и чем накормить детей. И главное, где находить на все это силы. Труженики тыла они всегда на заднем плане. А без тыла не было бы фронта. Конечно, мой фильм не заполнит пробел. Как говорят журналисты, хронометраж — король жанра. Но мне очень хотелось, чтобы эти маленькие штришки, детали, из которых в общем-то и состоит вся наша жизнь, дали хоть какое-то представление о тех страшных годах.

Севастопольский вальс

«Будешь голодным и не такое съешь»

— Работая над фильмом, мы провели два эксперимента. Первый — попробовали сделать мыло, по севастопольскому рецепту. Мыла-то совсем не было. А стирать надо. И не только для себя, для солдат тоже: простыни, портянки, бинты (тогда бинтов одноразовых не было). И мы раскопали рецепт. Печная зола заливалась водой, отстаивалась, чтобы появилась пена наверху. Эту пену собирали, смешивали с жиром. Лучше свиным. И варили. Так вот я вам скажу, что этим мылом отстирать ничего невозможно! Женщины руки в кровь раздирали на стиральных досках, чтобы добиться хоть какой-то чистоты.
Второй эксперимент, — как мы варили кашу. Севастополь на линии фронта. Водопровод перебит. Вода — не то что дефицит, иногда ее вовсе нет. Варили вместе с женщиной, которая сама эту кашу ела ребенком. В Инкермане, где они прятались в подземельях, был винный завод. И кашу варили на шампанском и на вине. Конечно, это то еще удовольствие. Но наша героиня нам сказала: «Голодным будешь, еще и не такое съешь».

«Побывав в Севастополе, я поняла, почему прадед сочинил «Севатсопольский вальс» именно таким»

— Впервые я попала в Севастополь в 1994 году. Я работала в новостях на НТВ и поехала туда в командировку. По довольно печальному поводу. Была война в Югославии и шла речь о том, что наши корабли могут выйти в Средиземное море, чтобы, так сказать, обозначить свое присутствие. Я застала Черноморский флот, разделенный по-живому надвое – российский и украинский. Впечатление было грустное.

Севастопольский вальс

Дело в том, что с этим городом у меня связано много личного. Мой прадедушка Константин Листов — композитор, он написал знаменитый «Севастопольский вальс». Мой прадед очень много рассказывал мне о городе. Когда я впервые приехала в Севастополь, дедушкины рассказы сплелись с реальностью. В Севастополе удивительные люди. Я не хочу сейчас трескуче так все превозносить, но их достоинство и такт, и удаль… Эти люди — особой крови.

И тогда я поняла, почему «Севастопольский вальс» получился именно таким. Легким на поверхности и надрывным, как рваная рана, внутри. Эта мелодия возникала из прадедушкиных военных командировок, рассказов его друзей, соавторов. Воспоминаний о том, как севастопольские женщины ползли на передний край с баклажками для бойцов, – совсем воды не было в городе. О том, как устраивали в землянках домашний уют, потому что в этих землянках, бывало, жили их мужья, а они, жены, ходили к ним «на фронт».

«В севастопольских штольнях был целый подземный город»

Севастопольский вальс

— Бомбоубежища Севастополя – это город под землей. В Севастополе их называют «штольнями». Вековые каменные выработки, лабиринт огромных километровых коридоров, в которых для нужд фронта работали целые предприятия. Там — под землей — делали гранаты, минометы и мины, шили обмундирование бойцам. Там был арсенал, развернули колоссальный госпиталь, были школа, детский сад, «квартиры». Подземные улицы даже носили имена.

Севастопольский вальс

В конце второй обороны часть штолен, где располагался арсенал, была взорвана отходящими советскими войсками, чтобы не оставлять боезапас противнику. Огромный участок скалы превратился в каменное месиво. Количество погибших и пострадавших от сильнейшей взрывной волны никогда не будет установлено. С самой войны взорванная часть этих штолен стояла заброшенной. До недавнего времени туда «наведывались» лишь мародеры. Сейчас работы по разминированию ведет МЧС. Съемочной группе нашего фильма удалось даже побывать в самом эпицентре этого колоссального взрыва. Зрелище не для слабонервных!

«Севастопольский вальс»,
НТВ, 9 мая/18:00


Как создавался «Севастопольский вальс»

Севастопольский вальс

«Севастопольский вальс» был написан в 1955 году композитором Константин Листовым и поэтом Георгием Рублевым.

Константин Листов закончил мелодию в 1954 году и даже написал «рыбу» текста и сам сочинил припев. А потом обратился к своему другу Георгию Рублеву. Поэт, несмотря на то, что довольно тяжело болел, взялся за текст и сочинил его буквально за несколько дней. А вот первую «профессиональную» версию песни так и не услышал: когда «Севастопольский вальс» исполнил Георг Отс, Рублева уже не было в живых.

Первыми исполнителями «Севастопольского вальса» стали Георг Отс и Владимир Бунчиков, позже песню исполняли певцы Юрий Богатиков, Леонид Кострица, Ренат Ибрагимов, Александр Розум, Олег Погудин, Владимир Самсонов.

В 1961 году Константин Листов, взяв за основу свой вальс, написал оперетту «Севастопольский вальс», которая хорошо была принята и широко шла в СССР.

Комментарии
или войти с помощью: