Сериал «Анна Каренина»: туфли на платформе — это еще не финал

Мы заглянули на съемки одного из самых амбициозных проектов года

Мы заглянули на съемки одного из самых амбициозных проектов года.

Как известно, «все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Так и с романами Льва Толстого: почти каждый, уважающий себя режиссер рано или поздно замахивается на них, не оглядываясь на чужой опыт. Чаще всего везло не «Войне и миру», а именно «Анне Карениной» — роман экранизировали более 30 раз по всему миру, от США до Индии.

Только у нас в стране было шесть экранизаций романа, в котором Лев Толстой угадал свою судьбу, в том числе и смерть на железной дороге. Последним за дело брался Сергей Соловьев в 2009 году, роль Анны Карениной тогда досталась томной Татьяне Друбич. И вот теперь, спустя семь лет, пришло время еще раз поговорить о классике.

Интим Грымова против креатива Шахназарова

Совсем недавно в тайне от всех «Интимный дневник Анны Карениной» снял Юрий Грымов. И сразу оговорился: эротика в картине будет, но дозированная автором. Загадочную работу снимали в девяти странах, о конкретных деталях неизвестно ничего, кроме того, что музыку написала Диана Арбенина.

А в это время в павильонах «Мосфильма» Карен Шахназаров снимает собственную «Анну Каренину» по заказу телеканала «Россия» (ВГТРК). И сериал, и фильм одновременно. Вот туда журналу «Телепрограмма» проникнуть удалось.

В выстроенном «с нуля» павильоне художники «Анны Карениной» выстроили сразу несколько локаций — и лестница, и гостиная, и кабинеты, и столовая. Напротив ростового зеркала сидит Анна (Елизавета Боярская). Она смотрит в одну точку, вцепившись ногтями в ткань своего красного бархатного платья. Очевидно, что вводит себя в состояние невроза.

- Ты должна понимающе смотреть на нее, - объясняет задачу актрисе второго плана режиссер. - Просто тупое сочувствие. Ты понимаешь, что она права и переживаешь за это.

Электросвета на площадке почти нет. Мерцание свечей создает интимную и в тоже время напряженную атмосферу. В зеленом платье со шлейфом из темноты выплывает Долли Облонская (Виктория Исакова). Каренина вскакивает.

- Анна, милая, что же ты не заходишь? - обнимает главную героиню Долли.

- Значит, Кити считает унизительным встретиться со мной? - вырываясь, кричит Каренина. - Может оно и так, но не ей, влюбленной во Вронского, мне об этом говорить. Впрочем, ни одна порядочная женщина меня не поймет!

- Что ты говоришь, опомнись? Ты крайне возбуждена! - пытается погасить пыл подруги Облонская.

- Все, я уезжаю, мне надо на станцию! - объявляет Анна и несется в двери.

Колоритный лакей с бакенбардами, во фраке и белых перчатках величаво наблюдает за сценой, выпуская Каренину навстречу поезду. Рядом с ним на постаменте, прикрыв обнаженную грудь, присела та самая Жизель из фильма «Формула любви», помните? Скульптура Галатеи (Прасковьи Тулуповой) снималась и в «Служебном романе», и в «Старом Новом году», и в «Вассе». Теперь вот и для «Анны Карениной» сгодилась.

- Хороший дубль, не знаю, что еще добавить? - объявляет в рацию Карен Шахназаров.

- Может мне вот здесь быстрее повернуться? - вернувшись и встав перед зеркалом, предлагает Лиза Боярская. - Когда говорю, что еду на станцию. Чтобы это выглядело эмоциональнее.

Куда уж ярче, хочется крикнуть. Почти трехминутный диалог проигрывают без остановок и склеек — на одном дыхании. При том, что фирменные длинные диалоги Льва Толстого оставили практически без правки.

- Мы стараемся быть максимально близкими к Толстому, - поясняет режиссер. - Конечно, мы придумали свой сценарий для проекта, который выйдет и в полном метре, и в виде сериала. В этой версии «Анны Карениной» мы чуть изменили финал за счет композиции. Основывались не только на первоисточнике, но и на повести Викентия Вересаева «Записки врача. На японской войне». У нас фильм не заканчивается самоубийством Анны Карениной. Зрители увидят как бы продолжение романа глазами Вронского, который отправляется на русско-японскую войну, а спустя 30 лет встречается с сыном Анны и Каренина.

Семья за кадром

Две ключевых роли Карен Шахназаров отдал на откуп семейной паре — ведь именно мыль семейную автор более всего любил в «Анне Карениной» — Лизе Боярской и Максиму Матвееву (Алексей Вронский).

- Мы сознательно стремились к соответствую возраста актера и героя, - подчеркивает режиссер. - Ведь молодые люди и играют по-другому, со своим видением образа. А все, что происходит между Анной, Вронским и Карениным актуально до сих пор. Поверьте моему опыту! А что касается сравнений? Я не думаю об этом. Можно сделать 150 фильмов по этому роману, и каждое поколение будет видеть и чувствовать его по-своему.

Актеры настолько серьезно взялись за работу, что даже институтские лекции пришлось поднимать.

- При подготовке к съемкам я изучала не только роман, но и литературоведческие материалы по поводу образа Карениной, - рассказывает Лиза Боярская. - Кроме того, поднимала лекции по русской литературе времен учебы в Санкт-Петербургской академии театрального искусства. Но это лишь для общего представления, ведь каждый воспринимает роман по-своему, пропуская через себя. Найти правильное представление об Анне невозможно. У каждого оно свое. Но важно то, что она не смогла жить с грехом, будучи человеком с глубоким чувством совести. Эпиграф романа из Библии «Мне отмщение, и Аз воздам» как раз о ней. Ведь у Карениной другая высота человеческого устройства. За все нужно платить. Во время важного диалога с Долли она говорит: «Только эти два существа я люблю (сына Сережу и Алексея Вронского) и одно исключает другое, а это мне одно нужно. А если этого нет, то мне теперь все равно». В этом и трагедия. Смысл ее жизни исчерпался под тяжестью греха, который она совершила.

Лиза уверена, что совместное существование на съемочной площадке идет не во вред. До этого они уже пересекались на съемочной площадке фильма «Контрибуция».

- Играть с Максимом — большое удовольствие, - уверена актриса. - Он замечательный партнер и талантливый артист. Очень чуткий, внимательный и подробный. Хороший партнер — это счастье, это дает колоссальную свободу и энергию. То, что мы — муж и жена, на площадке не мешает. На площадке мы — персонажи, партнеры и коллеги, даже если играем любовь. Семьей мы становимся, когда уходим со съемочной площадки.

Живопись и бал

- Столько было экранизаций и театральных постановок романа, что перед нами встал вопрос: «Чем будем удивлять?», - вспоминает художник по костюмам Дмитрий Андреев. - Мы решили, что при разработке концепции постараемся опираться на живопись, причем западноевропейскую. Мы хотели получить несколько эстетскую картинку на выходе. Перед разработкой эскизов отсматривали даже балетные постановки «Анны Карениной» на музыку Родиона Щедрина. Мы работали в связке с художником-постановщиком Сергеем Февралевым («Иван Грозный», «Орда», «Белый тигр»), а он досконально взрыхлил тенденции эпохи и сделал проект аутентичным — точность в крое, фактурах, почти до музейной точности.

Действие сериала разворачивается в 1873 году, это время написания начала романа. Поэтому мужчины в фильме одеты по моде того времени. А вот женскую моду чуть «переместили» — взяли костюмы 1874 и 1878 годов, потому что по силуэту с женственными нарядами тогда сложнее: завышенная талия, громоздкие юбки и так далее.

- Костюм главной героини — красное бархатное платье, как можно увидеть, цитата из русской живописи, - объясняет Дмитрий Андреев. - Это портрет жены художника Константина Маковского. Общий силуэт взят оттуда. И таких цитат вшито в образы немало. Костюмы Вронского более холодные по цвету, сфумато. Анну мы высвечиваем, выделяя ее костюмы по цвету на фоне других героев. Главное, придумать что-то новое, образ. Вот есть бал. Для меня это — буйство разврата, бал великосветских кокоток. Значит, я придумываю костюмы так, чтобы они смотрелись вычурно. На этом фоне появляется Анна, которая не похожа ни на одну из особ второго сорта. Так появляется ход — то, от чего можно отталкиваться при работе.

Манера ношения оружия, с какой стороны его носили, какой мундир правильнее подобрать — все эти важные нюансы отслеживал военный консультант. Было немало батальных сцен, для которых художники перелопатили кипу материалов по русско-японской войне. И в итоге даже пришлось списаться с японскими коллегами — для детального уточнения вопросов по костюмам. Правда, эту тему японцы до сих пор воспринимают болезненно, так что информацию выуживали по крупицам.

Натурные съемки прошли в Крыму, но группе предстоит отснять еще множество сложных сцен, в числе которых военные баталии, скачки и бал; кульминацию сериала снимут на вокзале в Гатчине под Петербургом. Планируется, что восьмисерийная лента выйдет в эфир «России 1» в начале 2017 года.

Фото: Мила Семина

Читайте также