«Фарца»: Цыганова лишили голоса

Вдохновившись «Подпольной империей»

Вдохновившись «Подпольной империей», создатели сериала «Фарца» окунули зрителя в атмосферу здорового авантюризма и кипящей энергии советских студентов

Фото: Первый канал

СТРОЙКА, ДЕНЬГИ И ФАРЦА

Андрей Трофимов (Александр Петров) мечтал стать писателем и за правдой жизни отправился на стройку Братской ГЭС. Хлебнув настоящей мужицкой жизни, он вернулся в Москву, заряженный на подвиги. И тут сюжет закручивается, как в фильме «Карты, деньги, два ствола». Друг главного героя «попадает на деньги». Он должен за неделю найти пять тысяч рублей - при средней зарплате в сотню. На дворе 1961 год, а значит, быстро заработать можно только нелегально. Андрею подсказывают: пора заняться фарцой, то есть перепродажей валюты или вещей иностранного производства. Так как история картины развивается в 60-е, продюсеры проекта Александр Цекало и Александр Котт разыскивали людей, которые занимались подобным видом бизнеса, общались с ними - чтобы отразить эпоху максимально достоверно.

- Я видел на столе у продюсеров целые тома историй бывших фарцовщиков и прочих разного рода спекулянтов, - вспоминает режиссер проекта Егор Баранов. - Многие из них сейчас достаточно известные успешные и интересные люди. Этот материал вдохновлял нас и частично вошел в сценарий. К примеру, таксист Сережа-Берем-и-едем и Ян Рокотов - реальные личности.

Новый сериальный тренд - рассказывать про молодых и дерзких преступников. Таких, к примеру, как в свежих многосерийках «Закон каменных джунглей» и «Ленинград 46». Режиссеру «Фарцы» Егору Баранову - 26 лет. Актерам из квартета главных героев, который собирали почти полгода, - немногим больше. Решение не вызвано кризисом, денег хватало: просто авторы решили, что молодых и позитивных не должны играть заслуженные, но молодящиеся артисты. В итоге, помимо Александра Петрова, известного зрителю по сериалу «Закон каменных джунглей», четверку главных персонажей составили Алексей Веселкин (Костыль), Филипп Горенштейн (Борис) и Максим Емельянов (Санек). Рядом с ними - звезда «Реальных пацанов» Зоя Бербер (невеста Андрея Надя) и сестра Бориса Зинаида (Таисия Вилкова).

- Мы перебрали много актеров, - вспоминает режиссер. - Для меня главным было, чтобы в них чувствовалась светлая энергия. Когда мы собрали Александра, Алексея, Филиппа и Максима вместе, поняли, что именно они - наши герои. Постепенно между ними начали складываться дружеские отношения, как в фильме. Такие же подколки между собой, характерное поведение. Это было забавно.

- Фарцовщики были людьми, которые были готовы к свершениям, к покорению вершин, ради себя, ради друзей, - эмоционально рассказывает Александр Петров. - Они шли против системы. В каждой из сцен мы находили оправдание нашим героям - надо быть талантливым и обаятельным, чтобы придумать, как записать рок-н-ролл «на костях», чтобы найти и продать из-под полы джинсы и «фирму». И при этом иметь талант быть не пойманным.

«Я ШАГАЮ ПО МОСКВЕ» + «ПОДПОЛЬНАЯ ИМПЕРИЯ» = ДЕРЗОСТЬ

Эстетически создатели «Фарцы» стремились к тому, чтобы показать модное и стильное время, почти как 60-е годы в той же Англии или Америке. При этом вдохновлялись не только советской киноклассикой, но и современными сериальными шедеврами - одним из главных стилистических референсов стал британский сериал «Острые козырьки» (Peaky Blinders).

- Мне нравятся «Оттепель» и «Стиляги» Валерия Тодоровского, но мы не стремились сделать что-то похожее на эти фильмы, - поясняет Баранов. - Это не мюзикл, как «Стиляги», и не камерное лиричное произведение, как «Оттепель». Мы работали более дерзко! Я пересмотрел всю классику 60-х. У нас есть отсылы к «Июльскому дождю», «Я шагаю по Москве», «9 дней одного года», «Три плюс два». При этом мы изучали опыт сериала «Подпольная империя» (Boardwalk Empire) и применяли новейшие технологии: «восстанавливали» улицы с помощью компьютерной графики, делали 3D-модели автомобилей, чтобы наводнить проспекты машинами. У нас через сцену в кадре по 100 человек массовки в клубах, кафе, ресторанах, на выставках, в парках, на вокзалах и в аэропортах. Везде кипит жизнь! Каждый съемочный день нужно было одеть сто человек и потом размножить их с помощью компьютера и дорисовать пролетающие самолеты и машины.

Кстати, реквизит - отдельная тема. Как известно, в мире фарцовщиков царил культ стильных вещей. Именно поэтому художникам «Фарцы» пришлось хорошенько поработать.

- Стремясь передать все буйство красок, мы просматривали каталоги, журналы, изучали платья и прически, - уверяет режиссер. - Для главных героев все костюмы шили специально. Но много винтажных вещей нашла художник по костюмам Екатерина Дыминская. Мы подбирали аутентичные раскладные стаканчики, автомобили, модные в то время чемоданы, расчески, очки, телефоны...

Камера «Фарцы» пляшет, но не для того, чтобы создать эффект документального кино, а дабы усилить эффект кипящей жизни города: то дает крупный план улиц Москвы, то взмывает, уводя зрителей от современных магазинов в синее небо.

ЗВЕЗДЫ НА ВТОРЫХ РОЛЯХ

В конструкцию картины, которая зиждется на молодых «винтиках», аккуратно вкручены опытные «шурупы» - актеры Евгений Цыганов, Евгений Стычкин, Александр Яценко, Алексей Серебряков, Екатерина Волкова и Тимофей Трибунцев.

Звезда «Оттепели» Евгений Цыганов, который и так на экране, как правило, немногословен, пожалуй, достигает пика формы, играя в «Фарце» роль... без единого слова. Он воплощает образ подпольного мультимиллионера Яна Рокотова. Один из самых знаменитых фарцовщиков СССР за короткое время сколотил целое состояние, а после ареста был расстрелян.

- Мы с Евгением договорились, что за всю картину он не произнесет ни слова, - говорит режиссер. - И в этом его молчании сразу проявляется какая-то сила, интрига.

Партнеру Цыганова по «Оттепели» Александру Яценко досталась не менее нетривиальная роль. Его герой, таксист по прозвищу Сережа Берем-и-едем, во-зит клиентов и фарцует. Причем в его машине всегда есть товар для примерки, а размер ноги покупательницы он умеет определять на глаз безошибочно.

- На момент съемок Саша даже не умел водить машину! - смеется режиссер. - Мы учили его ездить и парковаться. В принципе он справлялся, но однажды едва не сбил одну из камер прямо в кадре. К счастью, много ездить ему не приходится, он все больше фарцует.

Алексей Серебряков сыграл отца Нади, героини Зои Бербер, Георгия Вострикова. Его изначально задумали не только суровым родителем, но и жестким следователем, который ведет дело молодых фарцовщиков. Этакий Глеб Жеглов. Екатерина Волкова сыграла главреда журнала «Юность». Тимофей Трибунцев, недавно блеснувший в сериале «Родина», исполнил роль сотрудника КГБ. А одного из злодеев, Максима Понтонова по кличке Понт, который чинит козни главным героям, сыграл Евгений Стычкин.

Пока сериал идет в эфире, его авторы устраивают мозговые штурмы по поводу продолжения. «Это сага, которая задумана на несколько сезонов», - уверяет продюсер проекта Александр Цекало.

«Фарца» 
Понедельник - четверг/21.35 (Первый канал)

Читайте также