Как мы смотрели телевизор в 2016-м: «Мажор» в фаворе, «Ольга» в игноре

Журнал «Телепрограмма» вместе с экспертами изучает рейтинг самых популярных российских сериалов прошлого года

Перед вами тридцатка самых популярных отечественных сериалов 2016 года. У нас простая и понятная статистика: в крайней справа колонке таблицы вы видите количество всех зрителей (от 4 лет и старше) в абсолютном исчислении у того или иного сериала (имеется в виду самая популярная серия каждого проекта). Так, 22 ноября "Мажор-2" собрал у экранов почти 6 млн россиян.  А при желании вы можете почитать определение понятий "доля" и "рейтинг" и изучить соответствующие колонки (это ключевые для телевизионщиков термины).

Почему россияне любят так мелодрамы?

Смотрите, сколько в таблице сердечек. Это мелодрамы  - преимущественно незатейливые, с художественной точки зрения не выдерживающие никакой критики. Это вам не сериалы американского канала Showtime...

- Истории, которые затрагивают человеческие взаимоотношения, максимально любимы массовой аудиторией, - комментирует нашу тридцатку руководитель Дирекции кинопоказа Первого канала Сергей Титинков. - В основном это женщины. У более продвинутых зрителей это вызывает вопросы, но это выбор публики (прямо сейчас на Первом идет весьма сомнительный проект «Гречанка». - Авт.). Другое дело, что качество таких сериалов должно постоянно повышаться. И оно повышается! «Улыбка пересмешника» даже в повторе набрала высокие цифры (это премьера 2015 года. - Авт.), потому что это более современный и острый сериал. Или, допустим, у наших коллег сериал «Челночницы» того же жанра: это новый шаг и в освоении темы, и с точки зрения производства.

А комедии где?

В прошлом году ТНТ выстрелил очередью ярких комедийных сериалов: тончайшие «Бедные люди», новый сезон «Физрука», не говоря уж об «Ольге». А в рейтинг едва прокрались только «Интерны». Нет в тридцатке и проектов СТС - даже финала «Кухни»!

Неужели россияне недолюбливают комедии?

Все потому, что аудитория этих каналов, нацеленных строго на молодых (14 - 45 лет), в принципе меньше, чем у Первого и «России 1». И даже что-то экстраинтересное не заставит консервативную возрастную публику, которая преобладает у первых двух каналов, переключиться. Инерция! Молодежь же часто смотрит сериалы не в эфире, а в интернете - в лучшем случае на сайте канала. А пока никто не придумал, как подсчитать сетевых зрителей. Вот и вышло, что знаковые  - да что там: лучшие! - сериалы года (та же «Ольга») в тридцатку не вошли.

Но есть и еще причина.

- Мне кажется, что наша телеаудитория состоит из двух неравных частей, - говорит креативный продюсер одного из нашумевших сериалов, не попавших в наш рейтинг. - Первая - меньшая, в масштабах страны довольно незначительная: она следит за иностранными кино- и теленовинками, смотрит современные сериалы, обсуждает их. Эта аудитория реагирует и на отечественные телепродукты: может оценить то, что действительно хорошо, и выразить свое фи тому, что «дешево», «вторично» и т. п. Но на рейтинги она существенно не влияет. Вторая же часть гора-а-аздо больше! Это зрители, которые ни за какими новинками не следят, смотрят что показывают - зачастую фоном. Хотя лидерство «Мажора-2» показывает, что иногда мнение этих групп может совпадать, это качественно сделанный современный продукт.

Как победил «Мажор-2»?

Генеральному продюсеру компании «Среда» Александру Цекало в конце прошлого года крупно не повезло: провалился второй сезон сериала «Обратная сторона Луны». Проект пришлось снять с эфира. Но эту неудачу с лихвой окупило продолжение «Мажора» с Павлом Прилучным. Это самый популярный сериал 2016-го. И это ведь не простенькая мелодрамка, каких в нашем рейтинге много.

- Собираясь делать сериал, мы задумались: почему в Америке умудряются снимать качественные полицейские драмы, семейные, мелодрамы? - рассказывает Александр Цекало. - Почему у нас все разделено? Если мелодрама - значит, что-то слезливое. Если про полицейских - значит, там снимаются какие-то уродливые люди. И мы «заточились» сделать современную полицейскую драму, в которой главный герой был бы молодой человек. Очень важной составляющей успеха «Мажора» является разработка его личной жизни и взаимоотношений с другими людьми. Потому что именно это является тем, за чем следят зрители, за отношениями. Они не следят за полицейскими интригами. Людям важно, как меняется герой, им важно сопереживать.

- «Мажор» - это попытка найти нового героя нашего времени, - говорит руководитель Дирекции кинопоказа Первого канала Сергей Титинков. - И мы его вроде бы нашли. Сериал привлек к себе внимание дополнительной аудитории - не только той, которая традиционно смотрит наши проекты. Зрители увидели в «Мажоре» своего героя - в этом объяснение успеха.

Время качественных проектов пришло?

Судя по доброй половине рейтинга, не совсем. Но надежда есть. Вот и на втором месте не халтурная поделка «про любовь», а хоть и спорная, но с размахом снятая историческая сага.

- Время сильно изменилось, люди смотрят «Городские пижоны» на Первом, добирают просмотры иностранных сериалов в [онлайн-кинотеатрах]. У зрителя появилась возможность сравнить. Зритель все понимает, все сечет! - уверен Александр Цекало. 

КСТАТИ
5 самых ожидаемых российских сериалов

1. «Мата Хари» (Первый канал). История знаменитой танцовщицы и шпионки с Максимом Матвеевым, Викторией Исаковой и кучей иностранных актеров вроде Рутгера Хауэра. Один из самых дорогих проектов в истории российского ТВ. Проект уже продан в десятки стран.
2. «Оптимисты» («Россия 1»). Драма про жизнь советских дипломатов в шестидесятые. Продюсер - Валерий Тодоровский.
3. «Хождение по мукам» (НТВ). Экранизация трилогии Алексея Толстого к 100-летию Великой Октябрьской революции с Анной Чиповской, Юлией Снигирь, Светланой Ходченковой.
4. «Доктор Рихтер» («Россия 1»). Ни с того ни с сего российская адаптация «Доктора Хауса» с Алексеем Серебряковым.
5. «Мост» (НТВ). Адаптация одноименного скандинавского сериального хита с Ингеборгой Дапкунайте и Михаилом Пореченковым.

ЕЩЕ МНЕНИЕ

Наши сериалы не хуже западных
Александра МОДЕСТОВА, руководитель компании «Экспоконтент» (представляет в России интересы ведущих международных ярмарок аудиовидеоконтента):

- Да, есть вопросы, условно говоря, «интеллигентных людей» к нашим сценариям, развитию событий в сериале. Но похожие претензии к своему телевидению предъявляют и зарубежные зрители. Внутри своей страны, как правило, все телевидение критикуют. Просто обычно люди сравнивают отечественные сериалы с выдающимися зарубежными проектами, которые умудряются переезжать через границу. У нас есть проекты, которые вполне конкурентоспособны на мировом рынке. Например, пользуются спросом наши сериалы, которые основаны на классике, мы с нетерпением ждем новую «Анну Каренину». Просто мы очень критично к себе относимся. Поверьте, наше телевидение не хуже, чем у других.

Читайте также