Дмитрий Нагиев и бешеные деньги

Журнал «Телепрограмма» разобрался, что почем в нашей сериальной индустрии

Журнал «Телепрограмма» разобрался, что почем в нашей сериальной индустрии.

Несмотря на экономический кризис, придушивший и телевидение тоже, в стране по-прежнему снимаются десятки сериалов одновременно: их смотрят вне зависимости от цен на говядину и курса рубля. Сколько же денег тратят, чтобы снять все то, что нам показывают?

Сколько стоит серия

Допустим, у вас есть трехкомнатная квартира в спальном районе Москвы. Продав ее за 15 млн. рублей, вы будете иметь на руках достаточно денег, чтобы снять одну серию не слишком дорогого, но и не совсем уж бросового телефильма.

Но, как вы понимаете, сериалов из одного эпизода не бывает. В России по традиции показывают сериалы с понедельника по четверг, а значит, количество эпизодов должно быть кратно четырем: 4 (мини-сериал), 8 (наиболее распространенный формат), 16 (это, например, «Измены»), 20 (один сезон «Кухни») и далее.

Так что если у вас нет хотя бы 4 - 8 ненужных трехкомнатных квартир, про продюсирование сериалов и не думайте.

Еще недавно, в сытые времена, одну серию можно было снять и за 5 млн. руб. Сейчас это практически невозможно.

- Цена за серию выросла, несмотря на кризис, хотя все ждали, что будет наоборот, - посетовал в беседе с «Телепрограммой» продюсер ТНТ Евгений Никишов. - Все стало дороже - например оборудование, даже зарплаты у членов съемочной группы повысились.

- До кризиса одна серия рядового проекта для Первого канала и «России 1» в среднем стоила $250 тыс. (сейчас это 16 млн. руб.), - рассказывает наш источник в крупной продюсерской компании. - Сериалы для ТНТ и СТС обходились несколько дешевле: $150 - 200 тыс. (9,6 - 13 млн. руб.)

Гонорар актеров первой величины в России достигает 500 - 600 тыс. рублей за 12-часовую смену

Сериал сериалу рознь. Снимать в экспедиции в другом городе дороже, чем в Москве (появляются траты на гостиницы, командировочные). Работать в декорациях, выстроенных в павильоне, экономнее, чем на натуре. Костюмные драмы про былые эпохи разорительнее сериалов про нынешние времена.

Телеканалы урезали бюджеты на закупку сериалов минимум на 25%, поскольку из-за кризиса снизились доходы от рекламы. Покупать стало не на что. Вот почему мы видим так много повторов: например, старого «Нюхача» Первый канал крутит уже в третий раз. Но в какой-то степени кризис сериальной индустрии только на пользу.

- Из большого количества проектов, которые готовились к производству, нам пришлось выбрать те, в которые мы больше верим, - признался «Телепрограмме» Евгений Никишов. -Будем выпускать в эфир только те проекты, которые прошли тройной фильтр.

Если тратить по 15 млн. руб. за серию, то на 16-серийку потребуется аж 240 млн. руб.! На самом деле это не так много - за границей цифры в разы больше. Так, одна серия американского проекта «Во все тяжкие» обходилась в $3 млн.

Хотя есть исключения. Например, группа компаний Star Media работает над шпионском сериалом «Мата Хари», где снимаются сразу несколько зарубежных актеров, включая Кристофера Ламберта и Рутгера Хауэра. Стоимость серии достигает... $1 млн. По нынешнему курсу это 63 млн. руб.! Это настолько дорого, что показ сериала только по Первому каналу его не окупит. Но производитель намеревается продавать фильм еще и в другие страны.

Впрочем, успех у зрителя напрямую с тратами не связан. Один из самых дешевых сериалов в истории российского ТВ - это самые первые сезоны «Реальных пацанов». Снимали тогда в Перми, где все дешевле - от аренды камер до труда актеров, так что укладывались в $50 тыс. (3,2 млн. руб). «Смешные деньги», - вспоминают об этом в киношно-телевизионной тусовке.

Почем труд сценариста

Примерно 15 - 20% бюджета сериала тратится еще до съемок - в так называемый подготовительный период. Требуется определиться с локацией, построить декорации… Но самое главное - нужен сценарий. Хороших сюжетов вечно не хватает, поэтому труд сценариста прилично оплачивается.

- Автор с именем может получать до 600 тыс. руб. за серию, - на условиях инкогнито раскрыла карты молодой российский сценарист, на счету которой уже несколько телефильмов. - Но таких авторов раз-два и обчелся. И то столько заплатят, если работаешь один, а не в команде. Если сюжет уже описан и требуется сочинить диалоги, предлагают примерно 30 - 50 тыс. руб. за серию. Диалогист получает куда меньше сюжетчика. Цены упали: не суперавтор, но и не новичок может рассчитывать на 120 - 250 тыс. руб. Чем меньше серий в проекте, тем дороже стоит каждая из них.

- А сколько времени уходит на одну серию?

- Где-то месяц-полтора. Если речь только о диалогах, то трачу 4 - 7 дней. Работа на самом деле адская. Продюсеров регулярно осеняет очередная идея и приходится переписывать заново. Опять же много получают сценаристы-звезды, а я-то не из таких.

Итого за сценарий качественного сериала из 8 эпизодов именитому автору придется заплатить миллионов пять. Или в пять раз меньше, если не шиковать и заказать работу крепкому середнячку.

Зарплаты актеров: чтоб я так жил...

- Затраты на зарплаты актеров могут составлять 30 - 40% от бюджета сериала, - рассказал «Телепрограмме» менеджер одной кинокомпании. Когда кризис в стране только разгорелся, видные продюсеры заявили, что пора звездам умерить аппетиты во имя спасения отрасли. И попытались ограничить потолок зарплат суммой в 100 тыс. руб. за смену.

- Да и 100 тысяч - слишком много! - возмущался тогда сопредседатель Ассоциации продюсеров кино и телевидения, известный продюсер Сергей Сельянов. Ничего из этого не вышло: для ведущих актеров это вызывающе маленькие деньги, и они просто не будут сниматься за такой гонорар.

Ставка того или иного актера за рабочую смену длительностью 12 часов - это более или менее конкретная цифра. Суперзвезды действительно получают ого-го сколько. Говорят, что рекордсмен тут Владимир Машков: якобы однажды он снимался за 1 млн. руб в день! Правда, сам актер говорил, что был бы рад получать столько, но, мол, и мечтать не приходится.

- Самые-самые могут стоить 500 - 600 тыс. руб. за смену, - рассказал нам менеджер одной из московских кинокомпаний. - Но таких реально 5 - 6 на всю страну: Нагиев, Хабенский, Безруков… Рангом пониже, но тоже медийные - от 100 тыс. руб. Не очень известный актер получает 30 - 50 тыс. руб. Минимум получают совсем молодые, начинающие артисты - 10 тыс. руб. за смену.

Чем больше смен, тем ставка за смену ниже. Поэтому де-факто тот же Нагиев может сниматься и за 300 тыс. руб. за серию, если проект достаточно длинный. Не последнюю роль играют личные связи: сниматься у какого-то режиссера актер сочтет за честь и ценник ломить не будет.

Однодневную зарплату не самого популярного артиста машинист московского метро должен отрабатывать целый месяц (80 - 100 тыс. руб.). А школьный учитель в Рязани пашет два года, чтобы получить столько же, сколько актер-звезда за 12 часов (500 - 600 тыс. руб).

Завидовать будем?! Ну Нагиеву - самому высокооплачиваемому актеру страны, по данным Forbes, - можно и позавидовать. Он порхает с площадки на площадку, снимаясь сразу в нескольких проектах. И кто вспомнит, что когда-то он жил впроголодь? С остальными сложнее. Работа актера отличается крайним непостоянством. Никто не знает, когда его позовут сниматься в следующий раз. Возможно, уже никогда.

При этом даже самым богатым актерам России не снились заработки зарубежных коллег. Гонорар Хью Лори за роль доктора Хауса в одноименном сериале достигал $350 000 за серию. Это почти 20 млн. руб.! Поэтому-то Хью снимается редко, а все больше поет в своей группе - не нужны ему уже деньги...

Что касается режиссера, его зарплата сопоставима с гонораром ведущих актеров проекта. Например, $10 тыс. (630 000 руб.) за смену для известного российского постановщика - это вполне нормально.

Как вернуть потраченное

Итак, немалые деньги потрачены, сериал благополучно снят. Как теперь, говоря по-простому, отбить бабки?

Компания-производитель продает сериал каналу (а чаще всего и снимает по его заказу). Ведущие каналы могут себе позволить хотя бы иногда покупать очень дорогие сериалы - по $500 - 700 тыс. за серию и выше. У каналов с меньшей аудиторией потолок - $250 - 300 тыс. и меньше.

В свою очередь, канал размещает рекламу внутри сериала. Причем стоимость рекламного времени напрямую зависит от рейтинга фильма. В проекте, который смотрит вся страна, и реклама дороже - она позволяет не только вернуть потраченное, но и получить прибыль. Конечно, тут есть большой риск. Ведь можно потратиться на хороший вроде бы сериал, который зрителю неожиданно не понравится. Тогда придется экстренно снимать проект с эфира и смириться с убытками.

Мнение эксперта

Александра Модестова, гендиректор компании «Экспоконтент», представитель в России и СНГ международных рынков телевизионного контента MIPTV и MIPCOM:

Мы учимся снимать не за такие деньги, как раньше

- Кризис и правда резко тормознул нашу «сериальную промышленность»?

- На моей памяти это уже третий финансовый кризис, индустрия его так или иначе преодолеет. Конечно, мы сейчас учимся производить качество не за такие деньги, как это было раньше. Но я общаюсь с множеством компаний, и все что-то снимают: и для Первого, и для «России», и для каналов вроде «Че». Возвращаются даже к историческим сериалам, а ведь это очень недешевое производство.

- Пока наши сериалы не смотрят за границей?

- Есть культурологические особенности. Всему миру так же малоинтересны южнокорейские, китайские сериалы, как и российские. Так же устроены и мы: когда выходит свежая серия «Игры престолов», о ней много говорят и у нас, но с каким-нибудь сериалом канала «Россия» «Игра...» точно не может конкурировать априори. Хотя, конечно, есть и темы, интересные всем. Пока культурологический барьер преодолела наша анимация, с сериалами нам еще предстоит пробить эту стену. Например, в исторические фильмы, которые часто вызывают интерес за рубежом, я бы рекомендовала брать зарубежных актеров - хотя бы на эпизодические роли, если бюджет позволяет. Есть второй вариант - продажа формата. Например, формат права на формат сериала «Нюхач» купила Франция -
теперь там снимут свой вариант. А Финляндия предпочла показать оригинал, и рейтинг был очень даже неплохой.

- Но ведь в России все равно не могут тратить на сериалы столько же, сколько в Америке...

- Да, математика соотношения доллара и рубля такова, что, показав очень дорогой сериал лишь на одном канале в одной стране, ты затраты не отобьешь. Продукт должен быть успешным сразу в 2 - 3 странах.

5 самых дорогих российских сериалов последних лет*

1. «Екатерина Великая» (12 серий, Первый канал): $10 млн.

2. «Метод» (16 серий, Первый канал): $6,5 млн.

3. «Пепел» (10 серий, «Россия 1»): $6 млн.

4. «Родина» (12 серий, «Россия 1»): $4,8 млн.

5. «Кухня» (один сезон из 20 серий, СТС): $4 млн.

*По данным открытых источников и экспертных оценок.

Читайте также