«Ромео и Джульетта холодной войны». Шекспир, жете и фуэте

В мини-сериале «Ромео и Джульетта холодной войны» Елизавета Боярская и Павел Трубинер продемонстрируют искусство балета

В мини-сериале «Ромео и Джульетта холодной войны» Елизавета Боярская и Павел Трубинер продемонстрируют искусство балета.

Рассказанная в сериале история разворачивается в Ленинграде конца 1970-х в разгар противостояния советских и американских спецслужб. Премьер Пермского театра оперы и балета Андрей Плетнев (Павел Трубинер) приглашен в Ленинград в одну из лучших трупп СССР. Но карьера уходит на второй план, когда он встречает в театре «Ленинградский классический балет» приму-балерину Марию Симонову (Елизавета Боярская).

Хоккеист в балетном бандаже

Задача перед режиссером стояла непростая: надо было на некоторое время занять одну из балетных площадок. К счастью, на предложение сотрудничества откликнулся Санкт-Петербургский театр балета им. Чайковского.

- Когда мы с режиссером Игорем Зайцевым начали обсуждать формат сотрудничества, оказалось, что наша постановка «Ромео и Джульетты» очень нравится режиссеру, - вспоминает директор театра Павел Елкин. - В итоге Игорь даже слегка изменил концовку своей картины - теперь она основана на финале нашего спектакля.

Далее встал вопрос о подготовке актеров. Как крупногабаритного Павла Трубинера («Черные кошки», «Грач», «Убить Сталина») поместить в костюм танцора?

- Конечно, в театральном институте у нас была танцевальная подготовка, - вспоминает актер. - Но балет - совсем другое искусство. И в сериале его, кстати, не так много. Он существует на втором плане, на его фоне развивается история отношений героев. Тем не менее у нас была масса репетиций с педагогами в Театре балета Чайковского. Это адский, титанический труд, могу вам сказать! Пытался что-то изображать в силу своих умений. Связки у станка, поддержки - все это мы разучивали. Правильная походка, осанка, жесты, поклоны - важно было не упустить ни одну деталь. Неудобнее всего было танцевать в бандаже, но, что делать, привык и к этому.

- Павел - великолепный актер и в хоккей играет прекрасно, - смеется директор Санкт-Петербургского театра балета им. Чайковского Павел Елкин. - С такой комплекцией заниматься балетом непросто, но он профи. Да, у него есть дублер - артист Михайловского театра Артем Марков. И гранд-пируэт крутит Артем, ведь на обучение элементу нужно положить десятки лет. Но многое Павел исполняет в картине сам: поддержки, жесты руками. Мы с худруком театра Елизаветой Меньшиковой работали с актерами в зале, учили Павла делать поклоны, а это отдельный элемент балетного искусства! С Лизой было попроще - у нее все осталось «в ногах», ведь она училась в академии балета им. Вагановой. Сама делала жете (движения с выбросом ноги. - Авт.), вращения, прыжки и стойку на руках.

- В физическом отношении готовиться мне не пришлось, - подтверждает Елизавета. - Во-первых, балету было отдано всего два съемочных дня. Во-вторых, я чувствовала себя вполне уверенно и могла сама что-то продемонстрировать, так как почти 13 лет осваивала балетные и джазовые танцы. И как выяснилось на площадке, тело помнит! Сложные элементы за меня исполняла замечательная Оксана Бондарева, солистка Мариинского театра. Забавно: оказалось, что внешне мы с ней чем-то похожи, особенно в движении. Наблюдать за ней на площадке было сплошное удовольствие.

Интересно, что нынешний руководитель Академии русского балета имени А. Я. Вагановой Николай Цискаридзе не только с радостью пустил съемочную группу в помещения подведомственного ему учебного заведения, но и поначалу согласился сыграть в сериале. Правда, затем был вынужден отказаться, потому что съемочный период как раз совпал с экзаменами в академии.

- Съемочный день в Вагановском училище очень запомнился, - вспоминает Боярская. - Там фантастически намоленная атмосфера. По коридорам ходят юные, трепетные, хрупкие девочки и мальчики. Я очень хорошо помню те аудитории, в которых мы снимали. Ведь мне посчастливилось учиться там, но из-за отсутствия необходимых данных я продолжила танцевать в полупрофессиональных коллективах. На съемке получала огромное удовольствие от каждого мгновения: от того, что я в тренировочной балетной форме, что стою на пуантах, что танцую (ну, или, скажем так, пытаюсь), от музыки и атмосферы.

На основе почти реальных событий

Во многом путь двух главных героев напоминает отношения звезд Большого театра того времени - Людмилы Власовой и Александра Годунова. Именно эту пару американская пресса назвала «Ромео и Джульетта холодной войны».

- Изначально мы хотели строить сценарий на отношениях Годунова и Власовой, - вспоминает режиссер фильма Игорь Зайцев («Каникулы строгого режима», «Чкалов», «Есенин»). - У них была сложнейшая судьба: он остался в Америке, а она вернулась в СССР. Но потом отказались от идеи экранизации их биографий. Мы сделали свой сценарий, в котором существуют два знаменитых танцовщика. Да, есть совпадения: например, эпизод с задержкой вылета самолета балерины... Но наш сериал про других людей. В нашем сочинении много отсылов к произведению Шекспира: сцена на балу, где они встречаются; ее балкон, куда он пытается забраться. Таким образом мы устанавливаем связь - через название сериала и символические сцены.

Страсти обещают шекспировские: Мария замужем, и Андрей надеется, что юношеские чувства остались в прошлом. Но любовь вспыхивает с новой силой, ставя под угрозу не только карьеру влюбленных, но и их жизни.

Елизавета Боярская считает, что ее героиня - честный и преданный человек. Даже несмотря на то, что уходит от мужа. Она оказалась заложницей обстоятельств - возлюбленный покинул страну, а ее просто не выпустили.

- А мой герой - абсолютнейший Ромео, - уверен Трубинер. - По натуре он идеалист. Название фильма отсылает нас не только к названию балета, но и к характерам героев. Конечно, они уже не молодые, но остаются романтиками.

- Главная сложность при съемке фильма про балет - показать особенности отношений артистов в жизни, - считает Павел Елкин. - Во многих театрах есть пары, которые вместе танцуют и живут. Вот представьте: вечером за столом на кухне они ссорятся, а на следующий день надо выйти и убедить зрителя в том, что Ромео и Джульетта любят друг друга. Мало кто знает, что, когда после каждого спектакля занавес закрывается, жизнь продолжает кипеть по ту сторону сцены в течение двух часов. Игорь Зайцев уловил это и идеально перенес на экран.

Снимали в основном в Санкт-Петербурге. Кроме упомянутых Санкт-Петербургского театра балета им. Чайковского и Академии русского балета имени А. Я. Вагановой, будет немало натуры: особняк статского советника Половцова, Елагиноостровский дворец, стрелка Васильевского острова, площадь Островского перед Александринским театром, набережные канала Грибоедова и Невы. В Москве работали лишь в аэропорту «Шереметьево»: эпизод, в котором главную героиню не выпускают в США из Советского Союза, отсняли в самолете Ил-76.
Четырехсерийная лента компании «Централ Партнершип» планируется к выходу в эфир в новом телесезоне.

Фото: кинокомпания «Централ Партнершип».

Читайте также