сериалы

Питерский роман Михаила Ефремова

Питерский роман Михаила Ефремова

Ради съемок в сериале «Следователь Тихонов» актер решился на значительные изменения в жизни — похудел и пошел в бассейн.

Михаил Ефремов, сериал «Следователь Тихонов»
Подопечная Тихонова — младший лейтенант Леночка Шарапова, которую играет Светлана Иванова, — лишь одна из трех его женщин.

Кого только не сыграл Михаил Ефремов за 40 лет работы в театре и кино. Но ретродетектива выпало играть впервые. Следователь Тихонов — герой романов братьев Вайнеров, сыщик МУРа, расследующий только самые глухие дела, — новый образ из одноименного сериала, в котором актеру досталась главная роль.

— Надо провести экспертизу, Леночка, запиши. — Стоя перед зеркалом, Ефремов полирует подбородок электробритвой. Рядом с ним набор джентльмена брежневской эпохи: «Лесной бальзам», хозяйственное мыло и щетка. — Тот, кто из подозреваемых чешется, тот и спер скрипку Страдивари!

Леночка (Светлана Иванова) записывает в красный блокнот, округлив глаза. Она — младший лейтенант и помощник Тихонова, а еще — дочь генерала Шарапова. Да, того самого, из «Эры милосердия» Вайнеров, Володи! В картине он уже не робкий подшефный Жеглова, а величественный генерал.

— Проверьте их на наличие кожных заболеваний, — уведя губу вправо, продолжает бриться сыщик. — Тальком лечат псориаз, сухость, экзему, потнички`, сы`пы…

Площадка взрывается хохотом. «Потнички» и «сыпь» прозвучали слишком креативно в исполнении актера. Люди забились в истерике.

— Это называется «зашелся»! — протирая глаза, заходит в кадр Снежкин. — Ну, бывает. Повторим.

Михаил Ефремов, сериал «Следователь Тихонов»
Мария Миронова (справа) исполняет роль университетской возлюбленной следователя.

Кабинет следователя МУРа Станислава Тихонова залит светом, а со стенки — с портрета — прямо в душу посетителей вкрадчиво заглядывает Феликс Дзержинский. Типичную коробку кабинета образца «Петровка, 38» 70 — 80-х соорудили… на «Ленфильме», в родном для сценариста и режиссера сериала «Следователь Тихонов» («Россия 1») Сергея Снежкина городе.

— Отлично! Отлично! — густо басит в мегафон режиссер. — Все должно быть в такой же энергии, как и предыдущий дубль! Еще разик повторим.

Ефремова быстро приводят в порядок — крем, грим, полотенце. Современными средствами, конечно, без «Лесного бальзама». На актере серые брюки и светло-коричневая куртка — как будто бы чистый винтаж, но нет, ее шили по лекалам специально под Ефремова.

— Что ж вы не сказали, что мне бриться придется каждые пять минут? Так мы всю кожу испортим!

Герой Ефремова — не только гений дедукции, но и ловелас. Ему надо держать себя в форме, ведь мелодраматическую линию в картине мощно поддерживают аж три женщины Тихонова — университетская любовь (в исполнении Марии Мироновой), жена Настя (Виктория Толстоганова) и та самая Леночка, дочь генерала Шарапова. Кстати, его роль исполнит Сергей Шакуров, который в 1987 году сыграл Тихонова в детективе «Визит к Минотавру».

Михаил Ефремов, сериал «Следователь Тихонов»
Спустя 27 лет Сергей Шакуров вернулся к приключениям Тихонова. Но уже в качестве его начальника — генерала Шарапова

— Мото-о-ор! Камера-а-а! — От рыка Снежкина стекла в павильоне начинают слегка дребезжать. Но оператор картины Сергей Мачильский («Свои», «Белая гвардия», «Все ушли») расслабленно сидит за его спиной, глядя в монитор. Такой шок-метод концентрации — все привыкли. Но мегафон на всякий случай подняли на штативе на высоту двух метров. Рация, в которую командует режиссер, свисает на проводе.

На стуле перед Ефремовым Максим Матвеев, он играет Григория Белаша, подозреваемого по делу о краже скрипки Страдивари. Тихонов сыплет вопросами, Белаш индифферентно парирует.

— Где вы были в ночь преступления?

— Вы имеете в виду кражу скрипки у Льва Иосифовича?

— Откуда вы знаете?

— Я знаком с ним, мы созванивались, он рассказал.

— Когда звонили? Во сколько?

— Вы слишком быстро задаете вопросы.

— Это потому что у нас много работы и мало времени.

— Стоп! Снято! — снова громыхает Снежкин. — Хорошо, Михаил Олегович. Только темп можно прибавить. Это главное оружие Тихонова — скорость, ритм. Давайте дубль.

— Ну вот, — разводит руками Ефремов. — А как с Толстогановой целоваться, так без дублей…

Михаил Ефремов, сериал «Следователь Тихонов»
Виктория Толстоганова играет супругу сыщика Анастасию, на глазах у которой Тихонов и крутит альковные дела

«Я стоял по другую сторону баррикады от милиции»

Кто-то поспешил окрестить «Следователя Тихонова» ремейком «Визита к Минотавру», но это не совсем верно. В сценарий 20-серийной ленты Снежкин вписал не только историю с пропажей скрипки Страдивари, но и еще кучу лихих сюжетов Вайнеров: «Лекарство против страха», «Гонки по вертикали», «Ощупью в полдень», «Я, следователь…», «Часы для мистера Келли», «Город принял», «Телеграмма с того света». А еще полностью вычеркнул сюжетную линию с параллельным повествованием — когда в «Визите к Минотавру» на фоне расследования советских оперативников развивается история жизни Антонио Страдивари.

— Мы определяем это кино для себя как историческое, — поясняет Снежкин. — Я учился, рос, снимал как раз в 70 — 80-е годы. Отлично знаю все ужасы, достижения и многосложности. Мне хочется показать всем тем, кто считает советское время плоским и бескультурным, объяснить, что плохих времен не бывает. Мы постараемся восстановить характеры, лексику, страсти — это страшно интересно. Никто не говорит, что это будет сделано с документальной точностью. Мы создаем миф на основе наших впечатлений и воспоминаний. Причем миф — не значит обман, миф — это домысел. Как и любое искусство. Детектив — лишь повод привлечь зрителя к экрану.

Однако таких поводов будет немало — Тихонов будет искать и украденную скрипку Страдивари, и метапротизол — лекарство от страха, и вывезенный за границу орден Александра Невского. Но типология характеров, бытописание, галерея душ и уровень страстей того времени, как настаивают авторы картины, выйдут на первый план. Тихонов тоже отчаянно продирается сквозь круговерть персонажей того времени — вор в законе, билетный спекулянт, архивистка, скрипач, советский актер…

— Мой герой — сказочный для нашего времени, — считает Ефремов. — И не только потому, что он не берет взятки. А еще и потому, что борется со злом во всех его проявлениях. При этом остается чист и не замешан в связях с преступным миром. Он не из «прикормленных». В те годы, про которые мы снимаем, я был совсем юным и стоял по другую сторону баррикады от милиции (смеется). Но один знакомый опер с Петровки у меня все же был. Что сказать? Он был проще, чем мой Тихонов.

Михаил Ефремов, сериал «Следователь Тихонов»
Героя Максима Матвеева сыщик подозревает в краже мировой реликвии — скрипки Страдивари.

«Правильная диета — от Майи Плисецкой»

Сценарий создавали под Ефремова — Снежкин увеличил возраст Тихонова (у Вайнеров сыщик в 30 лет был капитаном, а в 35 стал майором), адаптировал диалоги и речь под манеру игры актера. Актеру сняли квартиру в Питере почти на год, причем выбирали так, чтобы рядом был бассейн. И актер не подвел. На съемках Ефремов выглядел свежайше! Видно, что он кайфует от процесса, порхает по съемочной площадке — шутит, забавно сбивается с текста, подкалывает коллег.

— Днем снимаюсь, вечером иду в бассейн, проплываю километр — и спать. Вот такой график. Удалось сбросить килограммов восемь. Единственная правильная диета — от Майи Плисецкой — «не жрать» (смеется). Вы посмотрите, в каком я тут цветнике! Маша Миронова, Вика Толстоганова, Света Иванова. Все настолько клево, что нет слов.

Тихонов в исполнении Ефремова — не кондовый советский сыщик с постным выражением лица. Он — перпетуум мобиле, интеллектуал и Казанова, который каждую секунду жадно глотает кислород жизни.

— Были и другие кандидаты на роль Тихонова, — признает Снежкин. — Но Михаил Олегович идеально подошел главному герою по психотипу. Он драматический, комедийный, разноплановый, обаятельный актер. С ним я раньше не работал. Вся съемочная группа с удовольствием наблюдает за тем, как он расцветает на площадке!

Хотя по сценарию действие картины разворачивается в Москве, снимают большую часть сцен в центре Петербурга и в Ленинградской области: Гатчина, Сестрорецк. Именно там удалось найти погребенные с советских времен в пыли аутентичности кинотеатры. В Москве снимут знаковые места — МГУ, Большой театр, Котельническую набережную. Художники стараются подбирать локации, которые не надо сильно декорировать, но все же атрибуты того времени изготавливать для съемок пришлось — автоматы с газировкой, телефонные будки.

Фото: канал Россия 1

Комментарии
или войти с помощью: