Константин Эрнст: Идею "Бессмертного полка" на Олимпиаде-2014 нам воплотить запретили

Генеральный продюсер Первого канала вспомнил, как спал на столе во время отработки церемонии открытия, как не раскрылось кольцо и как один маленький, но гениальный японец спас всех

Три года назад в Сочи прошли XXII зимние Олимпийские игры, которые триумфально выиграла Россия. Но триумфу предшествовала грандиозная церемония открытия - масштабный спектакль, за которым следил весь мир. Придумал и воплотил в жизнь проект глава Первого канала Константин Эрнст, креативный продюсер и автор сценария двух шоу - открытия и закрытия Олимпиады. В подробном интервью на канале "Матч ТВ" демиург раскрыл все секреты и достал забытых скелетов из шкафа сочинских Игр.

О ПЕРЕДАЧЕ ПРОЕКТА КОНЧАЛОВСКОМУ

"Уже после того, как мы впряглись в проект, руководство Олимпиады сочло, что наши проекты фантастичны, и поэтому лучше привлечь кого-то другого. На мое, как мне тогда казалось, счастье мне удалось выпасть из проекта, и меня сменил Андрей Сергеевич Кончаловский. Я его очень люблю, он мой друг, и про все заготовки я сказал: «Сергеевич, все, что захочешь – твое». Он приехал ко мне сюда в Останкино: «Ты чего отказываешься?» Говорю: «Без крыши сделать нельзя». – «Что ты имеешь ввиду? У тебя плохая крыша?» – «У меня крыши просто нет». Шоу, которое достойно России, впервые принимающей зимнюю Олимпиаду (а следующая будет лет через 30 в лучшем случае), было запланировано на стадионе, на котором входы спланированы так, что вместо обычных упражнений большого количества людей в горизонтальной плоскости ничего сделать нельзя. А это уже ни на кого никакого впечатления не производит. А вписываться в Олимпиаду, чтобы сделать ее среднестатистической, мне, честно говоря, не хотелось".

Около месяца я находился в счастливом состоянии: я не делаю Олимпиаду. Через месяц отзвонился Андрей Сергеевич: «Я выписался из проекта». Думаю: может, кого-нибудь третьего? К сожалению, раздался телефонный звонок, и меня вписался в проект обратно".

О НЕРАСКРЫВШЕМСЯ КОЛЬЦЕ

"Прогон был за сутки до церемонии, и на нем не были исполнены все элементы по ряду технических причин. Но с кольцами все было идеально: с ними никогда не было проблем. Это была самая простая механическая конструкция.
Три года спустя я могу сказать, почему так произошло. Я провел расследование: после генеральной репетиции, когда ирландские риггеры – это люди, которые работают с конструкциями на высоте – отгружали в ангар кольца, они уронили одно кольцо.Понимая степень цейтнота, они провели внешний осмотр, увидели, что как бы все ничего, и не доложили об этом. Можно сказать: «Наши плохие...» Нет, это ирландцы.

Когда одно кольцо не раскрылось, я снял с себя гарнитуру, и представил, как мне еще в течение двух с половиной часов... А через несколько секунд внутренний голос мне сказал: «Расслабься, дальше все получится».

ОБ ОГРОМНЫХ ПОДВЕСНЫХ ФИГУРАХ

"Все было хорошо в наших расчетах, кроме одного. Если помните, были фигуры представителей зимних видов размером с трехэтажный дом – мы их подвешивали. Ангары от предыдущих декораций освобождались, шла определенная официальная часть, и у нас оставалось 20 минут, за которые надо было подвесить эти фигуры над всем огромным стадионом. Сначала на репетициях их подвешивали два часа, потом час и 50 минут, потом за полтора часа – но меньше 45 минут никогда не получалось. А на церемонии у нас 20 минут, и взять еще 25 было неоткуда. И мы придумали некий номер, связанный с артистами, который должен был нас прикрыть.

И вот идет официальная часть, она еще не закончилась, и мне ассистентка в ухо говорит: «Фигуры висят». Смотрю на часы: 18 минут. Говорю: «А как это сделали?» – «А мы не знаем».
ОБ ОТСУТСТВИИ СНА

"Когда до церемонии оставался месяц, международная команда риггеров сказала: «Мы обедать ходить не будем, чтобы экономить время. Купите нам растворимый суп и селедки». Мы начали понимать: в какой-то мере они уже выглядят как наши ребята.

Но они не уходили, все были с нами. Последние три недели я спал часа по два-по три, в основном – на столе в нашем штабе".

О ЯПОНЦЕ, КОТОРЫЙ ВСЕХ СПАС

"Когда мы оказались в Сочи и собрали это все, выяснилось: многих вещей, которые они, как сказали, могут, они не могут. Например, в определенный момент люди поняли, что в блоке «Русский авангард», где в определенный момент летали и собирались 64 конструкции, их софты не работают. Мне сказали: «Мы не знаем, как это сделать». «Кто-то может это сделать?» – «Да, есть один парень, японец, живет в Австралии. Гений, но его жена не отпускает в Сочи». – «Кто его знает?» – «Вот этот парень с ним периодически работает».

Стали звонить жене этого японца. Через три дня он прилетел. Японец прилетел (без жены), трое суток не выходил со стадиона «Фишт», и все заработало. Он настолько гениальный ботан, что понял ошибку в программе".

О "БЕССМЕРТНОМ ПОЛКЕ" НА ОЛИМПИАДЕ

"Мощное художественное воздействие на уровне цензуры я получил только от Международного олимпийского комитета. Вот фрагмент, который мы посвятили погибшим на войне. Сейчас уже закрепилась традиция «Бессмертного полка» на 9 мая, но еще в феврале 2014 года мы хотели сделать, чтобы у каждого гостя Олимпиады в ките, где вложены буклеты, теплый плед и так далее, была фотография людей, погибших во время Второй мировой войны. Причем всех стран-участниц, не только советских граждан. Таких фото – 40 тысяч, они в итоге путешествовали с нами в Москву. И мы хотели, чтобы, когда мы играем небольшой, но достаточно эффектный пластический сюжет, посвященный Второй мировой войне, все 40 тысяч человек зрителей встали и держали фотографии кого-то из погибших на уровне лиц.

Мы же рассказывали историю своей страны, а это невозможно без истории о Великой отечественной войне. Но мы хотели использовать это как момент единения, мы никого не разделяли. Все участники этой войны – ее жертвы. Но, к сожалению, в МОК заняли очень жесткую позицию. Объясняли: «Мы не касаемся темы войны». Есть какие-то правила и традиции, которые во многом забюрократизированы".

О ДОЖДЯХ

"Ребята, чеченцы, которые работали по ремонту крыши, закрывали во время дождя дырки, а там страшнейший ветер. Никогда до этого не жил два месяца в Сочи и никогда не думал, что зимой там льет абсолютно пронизывающий, стальной, круглосуточный дождь. У меня Сочи ассоциируются не с морем или пляжем, а со свинцовым, никогда не заканчивающимся дождем. И он закончился ровно за день до открытия Олимпиады. И начался на следующий день после закрытия. И здесь – пруха".

КСТАТИ

Летающая девочка Люба может принять участие в Олимпиаде-2020 в качестве спортсменки

14-летняя Лиза Темникова, которую весь мир запомнил как девочку Любу, с улыбкой вспоминает те мгновения, когда она парила в воздухе на открытии зимних Игр в Сочи. С тех пор прошло три года, однако голубоглазая гимнастка вновь мечтает попасть на Олимпиаду.

- В церемонии открытия мне больше всего понравилось летать, - говорит девушка. - Я не могу даже передать те ощущения. Будет возможность вновь поехать на Олимпиаду и взмыть в воздух, не задумываясь, соглашусь, - признается Лиза. - Первое время после Игр, когда я снова начала тренироваться, многое не удавалось, тело не слушалось - отвыкла от занятий. Сейчас я снова в строю, готовлю новые номера с тренером. Хочу приложить максимальное количество усилий, чтобы стать олимпийской чемпионкой.

Правда, уже в другой роли - в качестве спортсменки. Девочка занимается художественной гимнастикой и мечтает отправиться на Олимпиаду-2020 в Сочи в составе сборной России.

 

Читайте также