top5

Семь бед — один запрет: фильмы, не допущенные к прокату в США

Семь бед — один запрет: фильмы, не допущенные к прокату в США Картина "Рождение нации" стала настоящим гимном Ку-клукс-клану. Постеры фильма это подтверждают.
Нет для американцев понятия более священного, чем свобода. Но понятие это относительное, что не раз доказывалось примерами из самых разных областей, в том числе и из мира кино. В самой свободной стране мира далеко не все фильмы добирались до проката. А с учетом того, что каждый из 50-ти штатов может самостоятельно решать, показывать картину или нет, шансы фильма не добраться до определенной части аудитории увеличиваются. Вот некоторые из таких лент-неудачниц.

«Рождение нации» (1915)

Эта историческая драма пользовалась в Штатах огромным успехом: зрители, преимущественно белые, охотно шлои в кинотеатры, а вот афроамериканцы предпочитали выходить на улицы и протестовать. Картина, отсылающая аудиторию во времена Гражданской войны, представляла членов Ку-клукс-клана как положительных героев, к тому же авторы предпочли снимать в ролях чернокожих загримированных белых актеров. Национальная ассоциация по защите прав цветного населения США (NAACP) пыталась добиться полного запрета проката фильма на территории страны, однако сделать этого не удалось. И все же в некоторых городах картину к прокату не допустили. Также фильму объявили бойкот многие критики. Интересно, что в прошлом году вышел одноименный фильм, который повествует не о подвигах Ку-клукс-клана, а об одном из первых восстаний чернокожих рабов на юге США.

«Контроль рождаемости» (1917)

Авторская картина известной активистки Маргарет Сэйнджер пропагандировала способы, с помощью которых женщины могут избежать нежелательной беременности. Ленту увидели лишь двести человек на специальном просмотре, после чего фильм назвали аморальным и запретили. Основанием послужил принятое двумя годами ранее Верховным судом США постановление о том, что демонстрацию фильмов нельзя приравнять к свободе слова. Сейчас, когда запреты давно сняты, посмотреть картину все равно не удастся, так как ни одной копии не удалось сохранить.

«Лицо со шрамом» (1932)

Пол Муни в образе жестокого гангстера Тони Камонте.

Знаменитый фильм Брайана Де Пальма с Аль Пачино в главной роли был вдохновлен одноименной лентой, вышедшей на полвека раньше и частично основанной на биографии Аль Капоне. Реалистичность, с которой была изображена суровая гангстерская действительность, вызвала недовольство у большого числа италоамериканцев — мол, после этой картины все вокруг будут считать нас гангстерами. А ведь фильм, показавшийся цензорам слишком жестоким, и так пришлось хорошенько порезать. В итоге картина попала под запрет в нескольких штатах, что не помешало ей стать признанной классикой жанра.

«Экстаз» (1933)

Героиня «Экстаза» и ее мужчины старались жить на полную катушку.

Чешско-австрийская романтическая драма подарила зрителям незабываемые впечатления: его главная героиня, сыгранная Хеди Ламарр, купалась и бегала по полю абсолютно голой. Чего уж удивляться тому, что американские дистрибьюторы фильма так и не смогли раздобыть одобрение на широкий прокат со стороны Ассоциации кинопродюсеров и дистрибьюторов США (MPPDA). Данная организация, руководствуясь разработанными специально для киноиндустрии моральными принципами (Motion Picture Production Code), отцепила картину от широкого проката, поэтому «Экстаз» смогли показать лишь в небольшом количестве кинотеатров, ориентирующихся на фильмы «не для всех». Повлиял на прокатную судьбу «Экстаза» и тот факт, что австрийский торговец оружием Фридрих Мандль, приходившийся на тот момент мужем Хеди Ламарр, пытался выкупить все копии фильма. Опозоренный бизнесмен не хотел, чтобы весь мир увидел его жену обнаженной. Если перевести средства, потраченные Мандлем на эту «спасательную операцию», в современные доллары, сумма окажется весьма впечатляющей — свыше пяти миллионов.

«Последнее искушение Христа» (1988)

Уиллем Дефо в роли Христа.

Мартин Скорсезе с детства мечтал снять картину о жизни Иисуса, но в качестве основы для сценария он рискнул выбрать весьма противоречивый роман грека Никоса Казантзакиса «Последнее искушение Христа», в котором тот изображался человеком, разрываемым страстями и противоречиями. Неудивительно, что одноименный фильм, пусть и высоко оцененный критиками, был принят в штыки всеми, кого столь вольная трактовка образа Христа не устраивала. Картину запретили в Греции, Мексике, Аргентине и многих других странах. Что касается США, то здесь протесты коснулись отдельных штатов и городов — фильм в течение нескольких недель не могли увидеть зрители Саванны (штат Джорджия) и Нового Орлеана (Луизиана). Также прокатывать картину отказалась крупная сеть кинотеатров General Cinemas. Утешением для Скорсезе стала номинация на «Оскар» за режиссуру, а также «Золотой глобус», который Барбара Херши получила за роль Марии Магдалены.

«Горбатая гора» (2005)

Переспать по пьяной лавочке могут даже ковбои (Джейк Джилленхол и Хит Леджер в «Горбатой горе»).

История о любви двух суровых ковбоев появилась тогда, когда в США уже мало кто рискнул бы высказаться против однополой любви и снять подобный фильм с проката. Однако один смельчак все же нашелся. Им оказался владелец баскетбольного клуба «Юта Джаз» Ларри Эйч Миллер, в собственности которого находился также торгово-развлекательный центр в пригороде Солт-Лейк-Сити. Миллер уже подписал контракт со студией Focus Features о прокате картины в кинозалах комплекса, но, узнав о ее гомосексуальном содержании, сразу же расторг договор. Миллер назвал фильм угрозой традиционным семьям. Разъяренные владельцы киностудии пригрозили Ларри судебным иском, но он своего решения не изменил.