top5

5 мест Москвы, которые фигурируют в названиях советских фильмов

5 мест Москвы, которые фигурируют в названиях советских фильмов
Действие многих советских картин происходит в Москве. В некоторых фильмах столица является не просто сеттингом — режиссёры использовали городское пространство, как способ создания настроения

Teleprogramma.pro вспомнила некоторые известные московские топонимы, которые дали названия некоторым культовым лентам советской эпохи и стали полноправными «героями» происходящего на экране.

«Три тополя на Плющихе» (режиссёр Татьяна Лиознова, 1968 год)

Три тополя на Плющихе

Кадр из фильма

Этот шедевр советского кинематографа рассказывает историю знакомства и последующих взаимоотношений простой замужней деревенской женщины, которая приехала в столицу, и молчаливого московского шофёра. Напомним, главные роли в картине исполнили Татьяна Доронина и Олег Ефремов. В основу сюжета фильма лёг рассказ Александра Борщаговского «Три тополя на Шаболовке». Изначально картину планировали назвать именно так, однако в конце 60-х топоним «Шаболовка» уже стойко ассоциировался у людей с телевидением. Именно поэтому было принято решение поменять Шаболовку на Плющиху.

Съёмки реально проходили в квартире на этой улице — по договорённости со съёмочной группой хозяева жилища уехали на время работы кинематографистов на дачу. Сюжет картины не содержит какой-либо интриги и крутых поворотов — всё держится на сильной игре Дорониной и Ефремова и искренних чувствах, которые испытывают их герои. Оригинальная картина «Три тополя на Плющихе» чёрно-белая, но пять лет назад на дисках вышла новая версия картины в цветном варианте.

«Покровские ворота» (режиссёр Михаил Козаков, 1982 год)

Покровские ворота

Кадр из фильма

Культовый фильм «Покровские ворота» — картина с непростой судьбой. Михаилу Козакову могли не позволить начать съёмки, так как он несколько раз отказывался от роли Дзержинского в ленте «Государственная граница». В конце концов ему поставили условия — либо он принимает участие в проекте и снимает потом, что хочет, либо окончательно отказывается и лишается возможности реализовать свои творческие задумки в качестве режиссёра-постановщика. Козаков, к счастью, выбрал первый вариант.

После того, как фильм был уже готов, режиссёр столкнулся с ещё одной серьёзной проблемой — в США уехала актриса Елена Коренева, которая сыграла в картине героиню по имени Людочка. После закрытого просмотра один из влиятельных чиновников, которому лента очень понравилась, дал «Покровским воротам» зелёный свет — благодаря ему фильм не был предан забвению.

В основе сценария всенародно любимой картины — одноимённая пьеса Леонида Зорина. Главные герои «Покровских ворот» стали яркими символами ушедшей эпохи. Москва с тех пор тоже изменилась до неузнаваемости. Дворик, в котором происходит добрая половина всех событий картины, находится по адресу Нащокинский переулок, 10. Коммуналку построили художники «Мосфильма». А вообще съёмки проходили в нескольких знаковых местах Москвы — на Патриарших прудах, на Гоголевском бульваре, на одной из набережных Яузы и много где ещё.

«Трактир на Пятницкой» (режиссёр Александр Файнциммер, 1977 год)

Трактир на Пятницкой

Кадр из фильма

Эта лента вошла в Топ-30 по количеству зрителей за всю историю советского проката. Фильм посвящён событиям, которые развернулись в Москве в 20-е годы. В районе Замоскворечья объявилась жестокая банда, которая подряд совершила несколько грабежей и налётов. Её главари неуловимы. О них почти ничего неизвестно, кроме одного факта — бандиты время от времени появляются в одном трактире, расположенном на Пятницкой улице. Руководство МУРа решает внедрить в группировку налётчиков своего человека.

Фильм был снят по мотивам романа советского писателя Николая Леонова «Ждите моего звонка». Лента получилась настолько удачной, что позже и литературное произведение получило новое название — «Трактир на Пятницкой».

Съёмки фильма, разумеется, проходили в Москве. Сам трактир снимали не на Пятницкой улице, а на Большой Ордынке, на территории подворья Малоярославецкого Никольского монастыря. Вообще в фильме можно увидеть много уголков старой Москвы, которые к данному моменту утратили свой прежний облик — Новодевичий монастырь, Рижский вокзал до реконструкции, Ванный домик у Елизаветинского пруда в Нескучном саду, Пушкинскую и  Садовническую набережные, Варварку и Гончарную улицу, Большой Ватин и Калашный переулки.

«Петровка, 38» (режиссёр Борис Григорьев, 1980 год)

Петровка 38

Кадр из фильма

Эта лента о буднях сотрудников Московского уголовного розыска была снята по мотивам произведения Юлиана Семёнова. Фильм «Петровка, 38» расположился на 30-м месте рейтинга самых посещаемых фильмов советского проката.

При помощи подростка, который связался с бандой грабителей, главные герои фильма в исполнении Георгия Юматова, Василия Ланового и Евгения Герасимова выходят на след руководителя группировки по кличке Прохор. Чтобы не привлекать к себе внимание милиции Прохор живёт в деревне.

Легендарное здание на улице Петровка, в котором располагается Главное управление МВД России по городу Москве было использовано в начале XIX века военными в качестве казарм.  В середине позапрошлого века тут расположилась жандармерия, а после революции в здание въехали сотрудники МУРа.

«Сказки…сказки…сказки старого Арбата» (режиссёр Савва Кулиш, 1982 год)

Сказки старого Арбата

Кадр из фильма

В основу этого фильма легла пьеса Алексея Арбузова «Сказки старого Арбата». Картина рассказывает историю старого мастера-кукольника, который вместе со своим сыном Кузьмой живёт в одном из тихих московских переулков. Однажды в их доме появляется девушка, которая вскружила голову и отцу и сыну. Главные роли в трогательной картине исполнили Игорь Владимиров и Зиновий Гердт.

Отметим, что по сценарию действие фильма хоть и разворачивается в районе Арбата, основная часть съёмок проходила в окрестностях Тверской улицы. Основной декорацией для кинематографистов стал знаменитый многоквартирный десятиэтажный дом Нирнзее, который располагается в Большом Гнездниковском переулке. Отметим, что здание какое-то время было одним из самых высоких в центре Москвы. После войны крыша дома Нирнзее стала одной из точек, откуда в небо производились праздничные салютные выстрелы. Это легендарное здание можно увидеть в таких советских кинокартинах, как «Место встречи изменить нельзя», «Курьер», «Служебный роман» и некоторых других.

Комментарии
или войти с помощью: